Коран (Гогоберидзе)

КОРАН (араб.) — священная книга мусульман, сборник проповедей, произнесенных Мухаммедом в форме «пророческих откровений» в Мекке и Медине между 610 и 632 гг. Слово К. означает «то, что произносят, читают и повторяют», т.е. то, что было сказано Мухаммеду, и что он повторил. Существуют другие названия К.: мусхаф, китаб, фуркан. При жизни пророка Мухаммеда текст К. передавался главным образом устно, по памяти. И лишь значительно позже, в 652 году, по приказу халифа Османа специальной коллегией был подготовлен текст священного К., который был написан в шести экземплярах, три из них сохранились до наших дней. В конце IX в. в текст К. были введены диакритические знаки, что было вызвано необходимостью его однозначного понимания. Однако и после этого сохранялась возможность некоторых разночтений, семь вариантов которых позже были признаны одинаково правомерными. Орфография, структура текста и правила чтения были окончательно канонизированы официальными изданиями К. в Каире (1919, 1923, 1928). Существующий современный текст К. содержит 114 сур разной величины. В соответствии с мусульманской традицией, суры К. подразделяют на мекканские (610—622 гг., 90 сур) и мединские (622-632 гг., 24 суры). Мединские в большинстве своем объемнее мекканских. Европейские ученые предложили ряд более детальных хронологий, которые продолжают оставаться условными. Суры раннего периода — это короткие обращения, исполненные поэтической красоты и силы. Пророк Мухаммед передает в них поток идей и образов, возникавших в его сознании под воздействием идеи всемогущества единого Аллаха и страха перед Судным днем. Более поздние увещевания и поучительные притчи, как правило, спокойны и сухи, появляется связность изложения, аргументация. Это объясняется потребностями регламентации жизни общины мусульман. Большинство сур составлено из отрывков различных «откровений», часто не связанных тематически и произнесенных в разное время. Большая часть К. — полемика в форме диалога между Аллахом, говорящим то в первом, то в третьем лице, то через посредников («дух», Джабраил), но всегда устами Мухаммеда, и противниками пророка, или же обращение Аллаха с увещеваниями и предписаниями к сторонникам пророка. Согласно принятой гипотезе, язык К. — мекканский вариант поэтического койне (язык межплеменного или междиалектного общения) аравитян. Своеобразие языка К., неоднородность его формы и стиля обусловлены длительностью создания К., разнообразием содержания, поисками самим пророком Мухаммедом точных средств выражения для идей и социальных реалий, находивших свое осмысление в процессе его пророческой деятельности. Значительная часть текста К. представляет собой рифмованную прозу. Мировоззрение, отраженное К., — новая ступень в развитии общественного сознания, а не спонтанный речевой акт пророка. К. отразил борьбу Мухаммеда с язычеством и язычниками, его полемику с иудаизмом и христианством, которые существовали в Аравии в сектантских формах, а также борьбу с другими представителями доисламских монотеистических течений.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 121-123.

Понятие: