Логический фатализм (Кузнецов, 2007)

ЛОГИЧЕСКИЙ ФАТАЛИЗМ - философская доктрина, утверждающая, что из одних законов (принципов) логики следует, что всё в мире предопределено и поэтому человек не имеет свободы воли. Аргумент Л.ф. с целью его опровержения был изобретен Аристотелем в его знаменитой 9-й главе трактата «Об истолковании». Сам аргумент можно представить в следующем виде. Предположим, сейчас истинно, что завтра будет морское сражение. Из этого следует, что не может быть, чтобы завтра не было морского сражения. Следовательно, необходимо, что завтра морское сражение произойдет. Подобно этому, если сейчас ложно, что завтра будет морское сражение, то необходимо, что морское сражение завтра не произойдет. Но высказывание о том, что завтра произойдет морское сражение, сейчас истинно или ложно (логический принцип двузначности). Или необходимо, что оно завтра произойдет, или необходимо, что оно завтра не произойдет. Обобщив этот аргумент получаем, что всё происходит по необходимости и нет ни случайных событий, ни свободы воли. В основе приведенного фаталистического аргумента лежат две посылки: а) принцип необходимости, согласно которому «если истинно, то необходимо» и который безоговорочно принимался во всех эллинистических философских школах, и б) принцип двузначности. Большинство комментаторов и исследователей считают, что Аристотель ограничивает применимость принципа (б) относительно высказываний о будущих случайных событиях и этим разрушает фаталистической аргумент.

Тема Л.ф. широко обсуждается в философской и логической литературе вот уже более 2000 лет. Потребовался строгий анализ таких понятий, как «свобода», «истинность», «время», «асимметрия времени», «случайность», «необходимость», «непредотвратимость» и т.д. Особое значение дискуссия по Л.ф. имела для появления и развития различных направлений неклассических логик (многозначных, модальных, временных и модально-временных).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 294-295.