Исламское государство

ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО — термин, использующийся для обозначения стран, в которых ислам провозглашен государственной религией; государств с преимущественно мусульманским населением; для определения цели в программах современных политических движений, выступающих под исламскими лозунгами. В последнем случае термин «И. г.» употребляется в качестве синонима понятия «исламское общество» и символизирует идеальное общество классовой гармонии и социальной справедливости. Путь к созданию такого общества мусульманские авторитеты видят в изменении характера и структуры власти, во внедрении в жизнь исламских принципов организации общественно-экономической жизни. В качестве модели И. г. принимается организация мусульманской общины времен пророка Мухаммеда. В современных концепциях И. г. центральным вопросом является вопрос о власти, вокруг которого постоянно ведутся дискуссии. Отсутствие единого подхода к его решению предопределяет политические расхождения и столкновения между сторонниками различных толкований исламского пути развития (разновидности теории «третьего пути»). Общим для всех мусульман является не подлежащее сомнению положение об Аллахе как единственном источнике верховной власти, подчинение которой — священная обязанность верующего. Признаются также три уровня власти, упомянутые в Коране: Аллах, пророк, его доверенные лица. Однако вопрос о том, к кому по праву должна перейти власть в общине после смерти Мухаммеда, не был решен при жизни пророка. (Правда, шииты утверждают, что Мухаммед назначил своим преемником своего двоюродного брата и зятя — Али ибн Аби Талиба. На этот счет у них есть соответствующее предание о том, что в местечке Гадирхум пророк произнес: «Али господин того, чьим господином был я».) Отсюда возникло два принципа, два различных подхода к проблеме власти: избрание лидера с согласия общины (у суннитов) и признание в качестве такового исключительно потомков пророка. Кроме того, в современных мусульманских концепциях идеализируются разные этапы деятельности Мухаммеда. В одних случаях — начальный период развития общины, в других — поздний этап, когда Мухаммед превратился в единоличного правителя, обладавшего неограниченной властью над всеми ее членами. В соответствии с этим, в одних концепциях И. г. допускается создание демократических институтов, в других — им почти или совсем не уделяется внимания. Среди мусульман имеются разногласия и по вопросу о праве на верховную власть духовенства, которого, кстати, в раннем исламе не существовало. В И. г. предполагается обязательная исламизация всех сторон общественной и личной жизни с целью возрождения исламских институтов (власти, семьи, права и т.д.) в их традиционном или модернизированном виде, а также науки и культуры. Утверждается, что в этом случае будут ликвидированы «привнесенные Западом пороки» (эксплуатация человека человеком, монополизм, коррупция, проституция и т.п.) и созданы благоприятные условия для развития здорового общества. Исламизация не исключает в то же время заимствование у Запада научно-технического опыта с целью ускорения социально-экономического развития государства. Важное место в концепциях И. г. занимает проблема создания исламской экономики как важнейшего средства решения вопроса социальной справедливости, удовлетворения материальных потребностей мусульман. Одной из центральных проблем, с решением которой связывается искоренение таких явлений, как нищета и голод, является проблема создания исламского аппарата перераспределения общественного богатства на основе мусульманской системы налогообложения (см. Закят). Концепции И. г. или их отдельные положения реализуются в ряде стран мусульманского Востока: в Иране, Пакистане, Ливии, Саудовской Аравии и др., т.е. в странах с различным политическим строем и разным уровнем социально-экономического развития.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 100-102.