Издержки обращения
ИЗДЕРЖКИ ОБРАЩЕНИЯ - издержки, связанные со сбытом и приобретением товаров, с их продвижением в сфере обращения. Различают: а) дополнительные издержки обращения — издержки обращения, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения (например, доставка, доработка, фасовка, транспортировка, хранение, реализация товара); б) издержки обращения потребителей — издержки обращения, входящие в расходы потребителей; включают транспортно-экспедиторские расходы, уплату таможенных пошлин, портовых налогов и сборов, расходы на открытие кредитов, предоставление банковских гарантий и другие банковские операции, расходы на привлечение товарных экспертов, представительские и другие расходы; в) издержки обращения производителей — издержки обращения, входящие в расходы производителей; включают затраты на содержание сбытового подразделения, исследование рынков, рекламу, связь, транспортно-экспедиторские расходы, расходы по банковским операциям, стоимость банковских кредитов, выплаты вознаграждений посредникам, расходы на предпродажный сервис и техническое обслуживание, представительские расходы; г) издержки обращения торговли — издержки обращения в торговых предприятиях и организациях в процессе доведения товаров от производителя до потребителя (например, расходы, связанные с закупкой, перевозкой, хранением и реализацией товаров); д) чистые издержки обращения — издержки обращения, связанные с куплей-продажей товара и обусловленные актом купли-продажи.
Райзберг Б.А. Современный социоэкономический словарь. М., 2012, с. 173.