Редукция (Кузнецов)

РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio - сведение) - феноменологический термин, обозначающий один из фундаментальных принципов феноменологической теории познания и феноменологического метода. Зачастую в качестве равнозначного используется термин греческих скептиков «эпохе». Для обозначения метода феноменологической Р. прибегают также к выражениям: «нейтрализация», «заключение в скобки (кавычки)» и т.п. Феноменологическая теория познания строится на императивах очевидной самоданности познаваемого (см. Очевидность) и беспредпосылочности исследования. Это требует «строгого исключения всех высказываний, которые целиком и полностью не могут быть реализованы феноменологически» (Гуссерль). В то же время «естественный», в том числе объективно-научный опыт, есть опыт познания трансцендентного, т.е. того, что внеположено самому познаванию и никогда само в нем не присутствует. Суть метода Р. состоит в «нейтрализации», или исключении из сферы теоретико-познавательного интереса, «всякой играющей определенную роль трансценденции», и обеспечении перехода от естественной установки к феноменологической установке путем сведения трансцедентального к его имманентным коррелятам (см. Феномен).

Практическое осуществление феноменологической Р. сопряжено со специфическими трудностями, связанными с необходимостью отказа от привычного взгляда на вещи и переходом к рефлектирующему созерцанию. Поэтому Р. является не просто методической процедурой, но «внутренней революцией в человеке». Выполняя Р., мы переориентируем внимание с того, что нами познается, на то, как оно дано в познании. Р. не служит средством абстрагирования в области привычного опыта, она раскрывает и в определенном смысле «создает» совершенно новые сферы опыта, причем такие, в которых наш привычный опыт находит свое основание. Р. как метод трансцендентального исследования позволяет перейти от многообразий фактического познания к его необходимым априорным структурам, выявить условия возможности самого познания. К этой цели ведет определенная последовательность Р., различающихся прежде всего по своему объему и достигаемым результатам.

Одним из этапов в этой последовательности является феноменолого-психологическая Р., которая нейтрализует «генеральный тезис естественной установки», т.е. неизменное полагание бытия внешнего мира по отношению к переживаниям сознания, ставя тем самым под сомнение привычную склонность рассматривать вещи объективно, т.е. вне зависимости от сознания. Другими словами, любые высказывания о существовании трансцендентного сознания мира «выводятся из игры». Налагается также запрет на использование всех положений наук, относящихся к естественному миру. Необходимо особо подчеркнуть, что феноменологическая Р. не означает ни софистического отрицания внешнего мира, ни скептического сомнения в его существовании. Мир не «уничтожается» для меня в эпохе и даже не теряет своей значимости, он лишь осмысливается. Выполнив данную Р., мы, во-первых, обретаем подлинно теоретическую «позицию» исследователя, свободного от необходимости предпосылать своему исследованию некоторое наивно принятое толкование смысла бытия, а во-вторых, впервые раскрываем «жизнь» субъективности, ту сферу деятельности сознания, «сквозь» которую мы все это время смотрели на вещи и которую мы стоянно оставляли вне внимания. Таким образом, мы обращаемся к имманентно протекающей душевной жизни, которая являся предметной областью феноменологической психологии. Вместо вещей, ценностей, целей и т.д. мы рассматриваем тот субъективный опыт, в котором они «являются», мы исследуем то, как они «являются» будучи уже не реальными предметами, но «единицами смысла». Все мирское предстает теперь как коррелят сознания, как феномен в едином «гераклитовом потоке» сплетающихся феноменов. Важнейшей характеристикой феномена является интенциональность. В рамках раскрытой сферы индивидуальной душевной жизни может быть проведена также эйдетическая Р., выделяющая «сущностные формы сферы психического бытия». В многообразных вариациях фактов душевной жизни мы усматриваем ее априорную структуру как сохраняющийся инвариант (см. Идеация). В свою очередь трансцендентальная Р. может надстраиваться над психологической и эйдетической Р. как этап более глубокого «очищения» сферы имманентного опыта. Трансцендентальная Р. предполагает «заключение в скобки» не только того, что подверглось психологической и эйдетической Р., но и всего душевного и эйдетического мира. Содержание феноменов моей фактической душевной жизни перестает быть предметом интереса. Более того, меня теперь не интересует и свое собственное существование в качестве психофизического субъекта. Мое «Я» редуцируется к «чистому Я» (см. Феноменологическое Ego).

Трансцендентальная Р. распрострается не только на реальный мир, но и на все возможные «идеальные миры», Р. эйдетического предполагает «выключение» формальной и всех региональных онтологий (см. Феноменологическая философия науки). Таким образом мы отстраняемся от всех наук о природе и о духе, в том числе и от «чистых» наук. Помимо этого подлежат Р. «ценности любого вида, реалии такого рода, как государство, нравственность, право, религия». Выполняя трансцендентальную Р., мы обращаем взгляд от содержания феноменов к их всеобщим структурам, т.е. ноэтико-ноэматическим корреляциям (см. Ноэсис, Ноэма), открывая сферу «чистого сознания», сознания как «чистой возможности» любого фактуального сознания вообще. Так проявляется универсальная область сознания, конституирующая мир и душевную жизнь, - трансцендентальная субъективность.

В феноменологии Гуссерля проблематизируются также следующая за трансцендентальной абсолютная Р., раскрывающая «абсолютное Я», и интерсубъективная Р., целью которой становится «восстановление» утраченного в эпохе общезначимого мира (см. Интерсубъективность).

Литература:

Гуссерль Э. Идея феноменологии. Пять лекций // Ступени. 1991. № 3; 1992. № 2 (5);

Он же. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. М., 1994;

Он же. Феноменология (Статья в Британской энциклопедии)//Логос. 1991. № 1;

Husserl Е. Erste philosophie. Zweite Teil: Theorie der phanome- nologischen Reduktion (Husserliana, 8). Den Haag, 1959.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.471-473.

Понятие: