Реализм схоластический

РЕАЛИЗМ СХОЛАСТИЧЕСКИЙ (от позднелат. realis — вещественный) — гносеолог ческое учение о первичности общих понятий, универсалий, по отношению к единичности вещей, которые являются лишь весьма несовершенными, приблизительными, текучими, неустойчивыми их отображениями. Учение реализма — основа объективно идеализма. Оно было характерно для множества представителей патристики, а затем и схоластики, учениям которых присуща cyгубая умозрительность. Принято различать реализм крайний, согласно которому чем более общим является понятие, тем устойчивее его бытие в качестве особой сущности. Такое воззрение восходит к платонизму, а одним из главных его представителей в эпоху патристики был Аврелий Августин (354—430), поместивший платоновские идеи в ум неприродного Бога и сочетавший эту позицию с креационизмом. В западноевропейской схоластике виднейшим сторонником реализма были Ансельм Кентерберийский. Другая разновидность — умеренный реализм, утверждающий троякое существование универсалий до вещей в уме Бога, в самих вещах, им сотворенных, и в уме человека, их познающего. Эта разновидность реализма восходит к Аристотелю, согласно которому общая идея как форма направляет любую вещь к определенной цели. Крупнейший теоретик умеренного реализма — Фома Аквинский приспосабливал аристотелизм к христианскому вероучению. Различие крайнего и умеренного реализма достаточно условно, и тот же Фома Аквинский в качестве креациониста нередко подчеркивал существование идей-универсалий прежде всего в уме Бога. Р.с. в дальнейшем стал основным прототипом объективно идеалистических учений Нового времени.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.468-469.

Понятие: