Концерн (Лопухов)

КОНЦЕРН — одна из форм (экономически господствующая ныне) монополистических объединений, форма корпорации, имеющая многоотраслевой характер. В основе концерна лежит диверсификация производства, означающая проникновение капитала конкретной корпорации в отрасли, непосредственно не связанные с основной сферой ее деятельности. В результате возникает объединение десятков и сотен предприятий, научно-исследовательских учреждений, учебных центров, испытательных полигонов и многих других звеньев, обеспечивающих деятельность многоотраслевого экономического комплекса. Важной особенностью концерна является, с одной стороны, жесткий внутри-финансовый контроль, а с другой — широкая хозяйственная самостоятельность предприятий, отделений, филиалов. Эффективное функционирование концерна обеспечивается, помимо сочетания централизации управления и самостоятельности, максимальным использованием достижений научно-технического прогресса, систематическим обновлением производства, диверсификацией производства внутри самого концерна, тесными связями с мелкими и средними пред-приятиями и т. д. Деятельность 500 крупнейших компаний мира показывает, что основой современного промышленного производства могут быть только многоотраслевые компании, функционирующие в тесной взаимосвязи с мелкими и средними фирмами. Современным концернам присуща активная борьба не только за внутренние, но и за внешние рынки. Экспансионистский (наступательный) характер деятельности особенно присущ международным концернам, транснациональным корпорациям. Именно они создают экономическую основу так наз. сверхобществ. 

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 177-178.

Понятие: