История универсальная
ИСТОРИЯ УНИВЕРСАЛЬНАЯ. 1. Синоним таких понятий, как мегаистория, Большая история, история мироздания. 2. Традиционная попытка найти осмысленную общую закономерность, выделить общую канву в развитии человеческих сообществ. 3. Современная теоретическая модель прогрессивного движения народов и цивилизаций на основе общих или сходных принципов и целей.
В традиционном универсализме идея линейно-однонаправленного, монистического, целесообразного движения человечества от всеобщего состояния низшего ко всеобщему состоянию высшего порядка стала оформляться уже в античную эпоху.
Первыми универсалистами оказались христианские мыслители, благодаря которым утвердилось понятие равенства всех людей перед Богом и тем самым — общей судьбы всех народов мира. Все народы, все нации — всего лишь ветви одного человечества, и судьбы его можно было понять в терминах плана Бога относительно человека. История для христиан начинается с божественного сотворения человека и заканчивается его окончательным спасением в Судный день, когда Земля и земные события перестанут существовать и установится Царствие небесное. История человечества — суть движение от «Града земного» до «Града небесного».
Новоевропейская культура благодаря успехам естественных наук ход всечеловеческой истории представляла как непрерывный одновекторный процесс накопления и распространения знаний, ума, мудрости, образованности, технической оснащенности труда. Мыслилось, что в конце концов на основе господствующих принципов научности и рационализма однажды станет возможным и разрешение всех социальных, политических, экономических и пр. проблем и противоречий.
Наиболее серьёзные попытки создания концепции ИУ были предприняты в традиции немецкого идеализма. И. Кант предложил рассматривать историю как движение человечества от несвободы к свободе. Свобода же, воплощенная в гражданском устройстве, и его универсализация на весь мир и является главным критерием прогресса. Свобода, по мнению Канта, есть неодолимая природная сила, прорывающаяся через сырой материал истории, т. е. массу случайных фактов и событий. Гегелевский проект написания ИУ основывался на кантовской идее универсализации свободы, но был обогащен концепцией самопознания и саморазвития (через цепь противоречий и конфликтов) некой абсолютной идеи, мирового Духа, влекущего человечество к достижению абсолютного самосознания (конец истории).
Материалистическая концепция в основу исторического процесса кладет развитие форм производительной деятельности человека, непрерывное совершенствование которой неизбежно приводит и к усложнению форм обществ, устройства (формационная теория К. Маркса). Конечной целью истории провозглашается коммунизм — высшая стадия развития, на которой человек преодолевает сугубо экономическое (и потому социально конфликтное) существование и обретает вожделенную материальную свободу — основу всестороннего полноценного счастья. Уже со втор. пол. XIX в. наряду с монистической интерпретацией истории как единого и закономерного процесса развития человечества стал складываться и плюралистический подход, отрицающий единство исторического процесса, отрицающий даже его исключительную прогрессивность, допускающий деградацию и упадок одних цивилизаций и народов и временный подъем и расцвет других сообществ. В XX в. наряду с культурно-цивилизационной циклической моделью исторического развития локальных сообществ (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби) формировалась и стадиально-цивилизационная, согласно которой традиционные (аграрные) цивилизации под воздействием универсальных факторов и стимуляторов роста (знания, наука, технология, техника, социальные конфликты, войны или возможность войны, торговля, собственность, мировая интеграция, тяготение к комфорту и расширению потребностей) преобразовывались в разное время и с разной скоростью в многотипные индустриальные цивилизации с тенденцией (или вероятностью) дальнейшего формирования постиндустриального сверхобщества (Белл, Тоффлер, Арон, Ростоу). В настоящее время проблема сочетания исторических особенностей и исторических универсалий, вариативности и линейной заданности, разнонаправленности и согласованности развития стран и народов осмысливается и оценивается на фоне процессов глобализации.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 141-144.