Западники и славянофилы (Лопухов, 2013)
ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ — представители двух направлений русской либеральной мысли, либерального общественного движения, зародившегося в конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. В более общем пони-мании можно говорить о более чем 150-летней культурной диалоговой традиции, традиции духовной борьбы между представителями европоцентристского (западнического) и самобытно-русского (славянофильского) понимания прогресса! Западники исходили из того, что Россия благодаря петровским реформам стала частью единого европейского культурного пространства и ее дальнейшее развитие невозможно без опоры на передовые ценности материальной и духовной культуры, накопленные народами Европы. Главной ценностью, главным достижением Западной цивилизации они считали особый статус человека как существа изначально свободного, независимого, инициативного, по отношению к которому государство и общество играют роль «стражей» его свободы, его прав, но не господ и тиранов. Сторонники западничества высоко ценили роль науки и техники в обществе, уважали институты парламентаризма и конституционализма, принцип разделения властей, институт частной собственности (как экономической основы личной свободы), неприкосновенность, защищенность частной жизни, приоритет рационального мышления перед мистическим, религиозным, предрасположенность западного человека к аккуратности, расчетливости, опрятности, хозяйственной рачительности и уважению к чужой собственности. Западники с целью глубокого, концептуального осознания возможностей развития России по европеизированному пути изучали философско-историческое наследие мыслителей эпохи Возрождения, французских просветителей, Гегеля, Канта, Фейербаха, затем Ницше, Маркса и т. д. Либералы-западники в кон. XIX — нач. XX в. сыграли существенную роль в духовной жизни российского общества, но оказались почти бессильны, с одной стороны, перед самодержавно-бюрократической политической машиной, с другой — перед нарастающим валом социального недовольства обездоленных низов, низших слоев общества, искусно подогреваемого леворадикальной (большевистской) пропагандой.
К западникам в разное время относились или были близки к ним: Грановский, Герцен, Огарев, Боткин, Кавелин, Тургенев, С. Соловьев, Панаев, Чичерин, Струве, Франк, Туган-Барановский, Милюков, Ковалевский, Ключевский, отчасти и умеренный социалист Плеханов.
В отличие от западников, русские славянофилы резко отрицательно оценивали реформы Петра I, внесшие якобы раскол в русское общество, прервавшие органичное, целостное, гармоничное развитие России, ее государственности и культуры. Запад, по их мнению, отравил русское сознание чуждым, антиправославным духом накопительства, стяжательства, индивидуализма, технократизма. Идеализировали допетровскую, патриархальную, «соборно-самодержавную», «земско-общинную», православную Русь. Утверждали, что русскому народу и русской истории присущи самобытные черты, самобытная судьба, культура, не схожая ни с культурой Востока, ни с культурой Запада. Поэтому любое заимствование будет порождать на русской почве лишь уродливые явления и разрушительные процессы. Россия самобытна уже в силу своего геополитического положения, своей огромности, «космичности», своей насыщенности природными богатствами, в силу особой мужественности русских людей, постоянно отражавших агрессию то с Востока, то с Запада, в силу своего никем и ничем не сломленного православного духа. Западные ценности, по мнению славянофилов, такие как индивидуализм, рабская зависимость от денег, узость и регламентированность сознания, торгашеская устремленность, парламентаризм («духовный Вавилон») диаметрально противоположны исконно русским, допетровским ценностям. К ним славянофилы относили: соборность как принцип православия и государственного устройства; самодержавие как гарант крепости государственной власти и как выражение всесословности, всенародности этой власти; православие как духовная основа единения всех слоев общества; общинностъ как экономический уклад и принцип жизни; местное (земское, городское и вечевое) самоуправление как способ защиты населения от бюрократического произвола; патриархальность как моральный принцип взаимоотношений между царем и народом, помещиком и крестьянами, предпринимателем и работниками, начальником и подчиненными; православно-патриотический гуманизм как основа всенародной системы образования; приоритет блага коллективного перед благом личным. Славянофилы, несомненно, идеализировали политическое и социальное прошлое России и русский национальный характер, в их взглядах было много утопического, наивно-лубочного, псевдонародного. Но нельзя не признать, что они много сделали для развития русской культуры, русского национального самосознания.
К славянофилам в разное время относились такие известные писатели, поэты, ученые, мыслители, как Хомяков, братья Киреевские, Самарин, братья Аксаковы, Даль, А. Н. Островский, Тютчев, Данилевский, Страхов, Леонтьев. К славянофилам были близки по своим воззрениям братья Трубецкие, о. П. Флоренский, о. С. Булгаков, Карсавин и др. Единым началом для западников и славянофилов были: любовь к родине, стремление к созданию гражданского общества, неприятие крепостного права, бюрократического произвола, цензуры, сословного неравноправия, церковного лицемерия, военно-полицейского насилия над крестьянами и интеллигенцией. Не зря в николаевской России о западниках и славянофилах говорили: «У них разные головы, но одно сердце. И это сердце принадлежит России».
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 102-106.