Джихад

ДЖИХАД (араб. — усилие) — борьба за веру. Первоначально под джихадом понималась борьба в защиту ислама. В отношении этой борьбы в Коране содержатся неоднозначные указания, отражающие конкретные условия деятельности Мухаммеда в мекканский и мединский периоды жизни: 1) не входить с язычниками в столкновение и склонять их к истинной вере «мудростью и хорошим увещанием»; 2) вести с врагами ислама только оборонительную войну; 3) нападать на неверных, но так, чтобы военные действия не приходились на священные месяцы; 4) нападать на них в любое время и повсюду. Вместе с тем, наиболее важный смысл понятия джихад выражается в следующих значениях: 1) «джихад сердца» (борьба с собственными дурными наклонностями), 2) «джихад языка» («повеление достойного одобрения и запрещение порицания»), 3) «джихад руки» (дисциплинарные меры в отношении преступников и нарушителей норм нравственности) и 4) «джихад меча» (вооруженная борьба за веру; павшим в священной борьбе уготовано вечное блаженство в раю). В соответствии со ссылкой на слова пророка Мухаммеда: «Мы вернулись с малого джихада, чтобы приступить к джихаду великому», духовное самосовершенствование объявляется «великим джихадом», а война с неверными — «малым джихад». Духовное истолкование получил джихад в суфизме. Среди немусульманского населения джихад (или газават) обычно толкуется как вооруженная борьба с народами, не принявшими ислам, и неточно передается выражением «священная война». В действительности же, идея джихада генетически связана с обычаем набегов, практиковавшимся племенами Аравии в доисламские времена, в Средние века она освящала территориальную экспансию мусульманских государств, а в Новое время использовалась в целях антиколониальной борьбы. В последние десятилетия торжество ислама во всемирном масштабе как цель джихада декларируется лишь некоторыми крайними фундаменталистами, а в практическом плане лозунги джихада используются террористами и экстремистами. Современные исламские учения подчеркивают исключительно оборонительный аспект джихада. Это понятие трактуется как приложение усилий для достижения экономической и военной мощи, способной противостоять агрессии извне, как борьба за укрепление национальной независимости.

Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 57-58.