Джафариты
ДЖАФАРИТЫ — последователи религиозно-правовой школы Джафара ас-Садика. Со временем джафариты разделились на две школы — ахбаритов и усулитов. Ахбариты («традиционалисты») опирались исключительно на предания шиитских имамов как на единственно верный источник религиозного знания. Усулиты («рационалисты») допускали в вопросах богословия и права свободную аргументацию и со временем признали четыре «корня», или источника, права: Коран, сунну, иджму (единодушное мнение) и акль (разум). Одним из источников учения усулитов, а для ахбаритов — единственным стали четыре свода преданий шиитских имамов, составленные богословами в разное время. Ахбариты утверждали, что сохранившиеся предания имамов достаточны для понимания Корана и сунны. Однако в отсутствие имамов перед общиной возникали все новые проблемы, решать которые только на основе преданий становилось все труднее. Поэтому к XIX в. господствующей школой стали усулиты. В современном шиитском мире они составляют большинство имамитов. Основные отличия джафаритского мазхаба от суннитского сводятся к следующему: джафариты отвергают кияс (сравнение по аналогии), признают только предания, приписываемые шиитским имамам, допускают временный брак (сигэ), предписывают скрывать свою веру в случае опасности (такия), считают врата иджтихада открытыми, т.е. сохраняют за высшими духовными авторитетами право интерпретировать принципиальные вопросы исламского права (усулиты).
Гогоберидзе Г.М. Исламский толковый словарь. Ростов-на-Дону, 2009, с. 55-56.