Большевизм (Лопухов, 2013)
БОЛЬШЕВИЗМ — леворадикальное идейное и политическое течение в российской социал-демократии, окончательно оформившееся к 1912 г. (фракция большевиков возникла в 1903 г. на II съезде РСДРП). Большинство историков рассматривает Б. как продолжение радикального опыта в революционном движении России, вобравшего в себя многие противоречивые моменты теории и практики своих предшественников (революционно настроенных декабристов Южного общества, революционных народников, опыт якобинской диктатуры и Парижской коммуны, взгляды Н. Г. Чернышевского, М. А. Бакунина, П. Н. Ткачёва). Важной идеологической основой Б. явились марксистская социологическая и экономическая критика капитализма, учение об общественно-экономических формациях и классовой борьбе, а также многие работы В. И. Ленина — лидера большевиков.
Руководствуясь идеей классового антагонизма (непримиримости интересов между феодально-буржуазной Россией и Россией бедняцко-пролетарской), сторонники Б. видели возможность преобразования общества только при помощи революции, отрицая реформаторский путь развития как путь «долгий и мучительный» для беднейших слоёв населения, а потому для них неприемлемый. Б. исходил из того, что капитализму в России не суждено играть той положительной, цивилизующей роли, которую он сыграл в истории Европы. Большевистская идеология утверждала, что русская буржуазия, «связанная тысячью нитей» с царизмом, с военно-феодальным государством, с его «продажной бюрократией» не-способна к прогрессивному самореформированию, более того, российский капиталистический опыт привел к небывалой социальной поляризации общества и тем самым подготовил революционный переход к социализму через диктатуру пролетариата в форме власти Советов.
Во многом критика реального положения дел в дореволюционной России со стороны большевиков была справедлива. Однако сразу после прихода «партии Ленина» к власти проявились все ее негативные черты: узкоклассовый подход ко многим явлениям жизни, пренебрежительное отношение к общечеловеческим и общенациональным ценностям, оправдание классового насилия, идейная нетерпимость, нежелание идти на компромисс даже с умеренно-социалистическими и левореформистскими партиями и движениями, тоталитарность РКП(б), затем ВКП(б), ее стремление к беспредельному господству над обществом, вождизм и крайний авторитаризм партийных руководителей, привилегированное положение всей государственно-партийной номенклатуры, агрессивность и беспощадность внутренней борьбы за власть. Б., возникший как антитеза российскому «военно- феодальному империализму», став господствующей политической силой, возродил, по сути, многовековые этакратические традиции (см. ЭТАКРАТИЗМ), особенно проявившиеся в эпоху сталинизма (1928—1953). В государстве «нового типа» открылись многие язвы традиционной власти: раздутый и самодовлеющий бюрократический аппарат, практика госэксплуатации основной массы населения, неразвитость системы гражданских прав и свобод, гражданского общества, наличие привилегированных элит, военно-полицейский характер государства. Некоторые из вышеперечисленных политических традиций в российском обществе не изжиты до сих пор.
Вместе с тем Б. обладал определённым потенциалом социального и культурного лавирования, колоссальными мобилизационными возможностями в области идеологии, партийно-государственного строительства, централизованного управления и контроля. Это позволило Советскому Союзу ценой огромных людских жертв создать мощный экономический фундамент, выиграть схватку с германским фашизмом и утвердить в общественной жизни относительно стабильную систему элементарных социальных гарантий. К тому же Б. приписывают и своеобразную мировую историческую роль: он преподал эпохальный урок всей буржуазной системе втор. пол. XX в., подтолкнув ее к беспрецедентному социальному маневрированию.
Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 35-38.