Ариане (Богуславский, 2004)

Ариане — христианская секта, последователи Ария, проповедовавшего еретич., с точки зрения офиц. христ. церквей, учение о неравенстве Иисуса Христа по сравнению с Богом-отцом. Арианская ересь получила широкое распространение и была окончательно осуждена (381) на Вселенском соборе, однако в XVII в. всё ещё имела многочисл. сторонников в Вост. и Центр. Европе. Так, в Речи Посполитой было достаточно много ариан, у которых в Гоще одно время скрывался Г. Отрепьев. Об этом сообщал, напр., кн. Я. Острожский в своём письме кор. Сигизмунду III Вазе от 2 мар. 1604, рассказывая, что «несколько лет знал москвитянина, который называет себя наследственным владетелем Московской земли: сначала он жил в монастыре отца в Дермане, затем у ариан». Побег в Гощу к арианам объяснялся также тем, что Отрепьев изверился в возможности получить помощь от православ. магнатов и православ. духовенства Украины. Бросив сотоварищей, Отрепьев, по словам беглого чернеца Варлаама, скинул с себя иноческое платье и «учинился» мирянином. Однако тут же расстрига лишился средств к существованию. Иезуиты, интересовавшиеся первыми шагами самозванца в Литве, утверждали, что расстриженный дьякон, оказавшись в Гоще, сначала якобы попал в кухонную прислугу пана Г. Гойского. По словам того же Острожского, Отрепьев пристал к сектантам и стал отправлять арианские обряды, чем снискал их благосклонность. Там же самозванец получил возможность учиться в арианской школе. По словам Варлаама, расстриженного дьякона учили «по-латынски и попольски ». Одним из его учителей был рус. монах Матвей Твердохлеб, известный проповедник арианства. По свидетельству польск. иезуитов, «гощинские ариане снискали расположение «царевича» и даже «хотели совершенно обратить его в свою ересь, а потом, смотря по успеху, распространить ее и во всем Московском государстве». Те же иезуиты, не раз беседовавшие с Отрепьевым на богословские темы, признали, что сектантам удалось отчасти заразить его ядом неверия. Отрепьев жил у еретиков в Гоще до марта — апреля 1603 года, а «после Велика дни [из] Гощи пропал». Самозванец тогда ездил в Запорожье и был с честью принят в отряде запорожского старшины Герасима Евангелика», принадлежавшего к гощинской секте. Видимо, ариане помогли Отрепьеву наладить связи с их запорожскими единомышленниками. «Когда начался. московский поход, в авангарде армии Лжедмитрия I шел небольшой отряд казаков во главе с арианином Яном Бучинским. Этот последний, стал ближайшим другом и советником самозванца до его последних дней. Поддержка ариан упрочила материальное благополучие Отрепьева, пошатнувшееся после разрыва с православным духовенством, но нанесла его репутации огромный ущерб. Самозванец не предвидел всех последствий своего шага. В глазах русских людей «хороший царь» не мог исповедовать никакой иной религии, кроме православия. Московские власти, заслышав о переходе Отрепьева в арианскую «веру», навеки заклеймили его как еретика. После отъезда из Запорожской Сечи ничто не мешало Отрепьеву вернуться в Гощу и продолжать обучение в арианских школах. Однако самозванец должен был понять, что он не имеет никаких шансов занять царский трон, будучи еретиком. Столкнувшись в первый раз с необходимостью уладить свои отношения с православным духовенством, «царевич» решил искать покровительства у Адама Вишневецкого, ревностного сторонника православия. Новый летописец подробно рассказывает, как Отрепьев прикинулся тяжелобольным в имении Вишневецкого и на исповеди открыл священнику свое «царское » происхождение» и добился признания и помощи в своих планах лит. магната, порвав с арианством.

Владимир Богуславский

Материал из кн.: "Славянская энциклопедия. XVII век". М., ОЛМА-ПРЕСС. 2004.

Понятие: