Арианство (Филатов, 2011)

Арианство — ересь от имени священника Ария, не принимавшего Догмат о единосущности Бога Отца и Бога Сына. Христос, как творение Бога, по учению Ария, существо нижестоящее, подобосущее Богу Отцу. Это учение впервые было сформулировано Арием в 318 г. во время его споров с александрийским архиепископом Александром. Арианство осуждено Вселенскими соборами 325 и 381 гг. Однако в период от смерти императора Константина Великого в 337 г. до Второго Вселенского собора в 381 г. арианство, по сути дела, было преобладающим учением во Вселенской Церкви. При этом разногласия в арианской среде привели к расколу противников Никейского Символа веры на несколько группировок: крайних ариан (аномеев), умеренных ариан, полуариан (омусиан) и партию омиев — сторонников изъятия из Символа веры упоминаний о сущности Божией. Императоры Констанций II (337-361) и особенно Валент (364-378) открыто покровительствовали арианам. Только в правление императора Феодосия I Великого (379-395) положение в империи бесповоротно изменилось в пользу никейцев, и после сорокалетнего господства арианство потеряло перевес в Константинополе. Но еще в V-VI вв. арианство оставалось господствующим учением в среде крещеных германских народов: остготов, вестготов, вандалов, бургундов и лангобардов. Вандалы в Северной Африке угнетали православных до своего поражения от византийской армии Велизария в 533 г., бургунды были арианами до присоединения их к королевству франков, остготы в Италии оставались арианами до своего полного разгрома от византийцев в 553 г., вестготы в Испании — до собора в Толедо в 589 г., а лангобарды пребывали в арианстве до середины VII в.

Византийский словарь: в 2 т. / [ сост. Общ. Ред. К.А. Филатова]. СПб.: Амфора. ТИД Амфора: РХГА: Издательство Олега Абышко, 2011, т. 1, с. 117-118.

Понятие: