Права человека (КПС, 1988)

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА - комплекс понятий, характеризующих такие права человека, как право на жизнь, экономические, социальные, культурные, гражданские и политические права. Термин появился в период Великой Французской революции. Французские просветители того времени справедливо полагали, что власть и народ - не господа и рабы, как это понималось веками, а равноправные партнеры, имеющие взаимные права и обязанности. Отражая интересы прогрессивного в то время класса буржуазии, стремившегося к свободе от феодализма прежде всего в экономической, а затем и в политической сферах, эта точка зрения позднее трансформировалась в буржуазную концепцию П. ч., согласно к-рой за каждым индивидом признавалась присущая ему от рождения некая совокупность прав - на жизнь, на свободу личности, слова, совести, на владение собственностью и т. д. С развитием буржуазного общества список этот расширялся, приобретая в то же время различные интерпретации, однако право на собственность продолжало оставаться фундаментом П. ч. Ограниченность буржуазной концепции П. ч. очевидна: провозглашая всех граждан субъектами прав, буржуазное общество в силу своей природы не в состоянии реально обеспечить эти права всему населению. Кроме того, в списке П. ч. не нашлось места социально-экономическим правам.

Революционный поворот в самом понимании П. ч., их природы и социального значения произвел марксизм, связавший свободу и права личности с освобождением трудящихся от эксплуатации. Практическое воплощение этой идеи в жизнь произошло лишь в результате победы Великой Октябрьской социалистической революции Уже первые декреты Советской власти, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, Конституция 1918 и др. юридические документы не только провозглашали, но и гарантировали трудящимся равные права на труд, отдых, образование, политические права и личные свободы, а народам - право на самоопределение, без которого все остальные права фактически теряют смысл.

При социализме П. ч. - это его социальные возможности, которые обусловлены сущностью данного общественного строя, уровнем развития экономики, политической системы, культуры общества на данном этапе его развития. Эти возможности законодательно закреплены в конституциях социалистических государств, др. юридических документах, в соответствии с которыми государство берет на себя обязанность не только уважать и гарантировать П. ч., но и расширять и углублять их В резком противоречии с ленинским пони-манием социализма, с целями и идеалами Великого Октября находится практика периода культа личности в СССР, отмеченная попранием П. ч.

Новый этап в истории П. ч. связан с победой стран антигитлеровской коалиции во второй мировой войне. Крайне реакционная человеконенавистническая сущность фашизма проявилась прежде всего в попрании элементарнейших человеческих прав и свобод, включая право на жизнь. Трагический опыт 1933-1945 вплотную подвел человечество к пониманию того, что без сотрудничества государств с различными общественными системами, без выработки общего взгляда на П. ч и создания международного механизма их охраны народы и отдельные люди останутся беззащитными перед лицом агрессии, произвола и беззакония.

Такое сотрудничество и привело к созданию Организации Объединенных Наций (ООН), ее органов - Комиссии по П ч и позднее - Комитета по П ч. В Уставе ООН записано, что уважение и защита П. ч. - одна из главных целей организации. В 1948 была принята Всеобщая декларация П ч документ поистине исторического значения, содержащий перечень основных прав и свобод чело-века, признаваемых сообществом государств. Прежде всего это право народов на самоопределение, свобода слова, совести, равенство перед законом и др. После долгих и трудных совместных поисков и дискуссий делегаций СССР, др. социалистических стран и западных государств в 1966 были приняты (в 1976 вступили в силу) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах. В соответствии с этими документами государства, ратифицировавшие пакты, приняли на себя обязательства перестроить свое законодательство и практику таким образом, чтобы они максимально соответствовали установленным международным стандартам в области П. ч. Ныне действует более 100 др. важных международных документов в этой сфере, направленных в т. ч. на предупреждение и наказание расовой и иной дискриминации, на обеспечение равноправия женщин, на создание гарантий прав обвиняемого и подсудимого и т. д.

Положение о П. ч. - один из главных показателей демократизма того или иного государства. Не случайно поэтому вопрос об их нарушениях стал краеугольным камнем идеологического противоборства двух мировых систем, которое достигло апогея в кон. 70 - нач. 80-х гг. в связи со вступлением в силу в 1976 пактов о П. ч. Запад обвинял социалистические страны гл. обр. в нарушениях политических прав таких, как свобода слова, совести, свобода выезда и т. д., считая их состояние в капиталистических странах чуть ли не идеальным. И хотя в социалистических странах действительно имелись ненужные, бюрократические ограничения ряда прав, которые сегодня устраняются, буржуазные идеологи преследовали вполне определенную цель: доказать, что социализм в принципе отвергает права и свободы личности, и одновременно попытаться навязать свое их истолкование. Социалистические страны, со своей стороны, держались, увы, той же малопродуктивной практики: обвиняли Запад в нарушениях прежде всего социально-экономических прав (в обеспечении которых достижения социализма общеизвестны), таких, как право на труд, жилище и др. Подобная „борьба" идеологий гибкостью не отличалась, однако уже в тот период на международных форумах звучали трезвые призывы делегаций стран социализма: спокойно анализировать действительные проблемы с П. ч. во всех странах, где они есть, и совместно искать пути к их решению.

Революционная перестройка, все увереннее набирающая силу в СССР, дает новый импульс делу обеспечения и защиты П. ч. По сути дела, в этом ее главная цель, в корне обновляя экономические, политические и духовные структуры и механизмы, принципы и юридические нормы, обеспечить максимум условий для раскрытия творческого потенциала каждого советского человека, включить его в управление обществом, надежно гарантировать его социально- экономические права, политические и личные свободы Резервы социализма здесь огромны. Их и предстоит раскрыть и разумно использовать.

Краткий политический словарь. М., 1988, с. 335-336.

Tags: