Власть как политический и экономический феномен

ВЛАСТЬ - политический и экономический феномен, описывающий систему господства-подчинения и предполагающий наличие субъекта В., центр и источник В., определенное оформление властных отношений (законы). В XVI-XVII вв. обоснование природы В. обособляется от идей добродетели и справедливости (Макиавелли, Гоббс, Харрингтон); в XVIII—XIX вв. появляется теория взаимодействия социально-экономических и политических форм В., постулируется зависимость структуры распределения власти от структуры собственности (Поунелл), что приводит к идее экономического обоснования форм В. (Маркс). Социология В. исследуется в работах М. Вебера, который трактует В. как отношения господства и подчинения, основанные на вере в легитимность В., и выделяет три типа ее легитимации: традиционный, рациональный и харизматический.

В философии Ницше рассмотрение В. переносится в область онтологии. В. отрывается от ее агентов и субстантивируется. Многообразие исторических явлений, сама история философии и знания рассматриваются как формы проявления В., априорные и внешние по отношению к агентам. Мир мыслится как столкновение воль, борьба за В.

Интерпретации идей Истины и Разума как форм и проявлений В. становятся одними из ключевых в философии второй половины XX в. В работе Т. Адорно и М. Хоркхаймера «Диалектика Просвещения» европейская рациональность осмысляется как репрессивная форма В., реализующаяся в господстве над природой и приводящая к подавлению внутренней природы человека.

В философии М. Фуко В. осмысляется как безличные, независимые от индивидов отношения, формирующие субъективность: Я есть продукт определенной совокупности пересекающихся и налагающихся властных дискурсов и практик. Фуко обращает внимание на изменение модели В.: в прежние времена В. суверена воплощалась в его личности и являлась безграничной В. над жизнью и смертью подданных. В Новое время изменяется система функционирования В.: она требует непрерывного и эффективного контроля и усиления роли юридических норм. Главным принципом реализации В. становится принцип анонимности и осуществления В. внутри общества, а не над ним. Такая В. тесно связана со знанием. Знание-В. формирует определенных индивидов и определенные типы деятельности, конституирующие этих индивидов. Конституируется не просто субъективность, но Истина о субъективности, которая становится объектом научного исследования и управления, а также технологией производства индивидов. В., как и познание, сама формирует свой предмет. Она осуществляет свои функции путем изучения своих объектов, их классификации, определения соответствующих норм в рамках определенных дисциплинарных институтов. Истина, Разум и Субъективность раскрываются как стратегии развертывания В.

Литература:

Власть. М.,1989;

Вебер М. Избр. произв. М., 1990;

Делез Ж. Фуко. М., 1998;

Ницше Ф. Воля к власти. М.,1994;

Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. М., СПб., 1997;

Фуко М. Воля к истине. М., 1996;

Foucault М. Surveiller et punir. P., 1975;

Idem. Histoire de la sexualite. Т. 1: La volonte de savoir. P., 1976.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 82-83.

Понятие: