Вэнь

ВЭНЬ (письменность/культура) - категория китайской традиционной философии и культуры. Имеет большой спектр значений: «культурность», «цивилизованность», «гражданский», «гуманитарный», «литература», «изящная словесность», «письмена», «письменные знаки». Этимологическое значение — «узор», «орнамент». В самом широком значении В. — явленная упорядоченность, исходящая от природы. Согласно философичному приложению к «И цзину» («Канон перемен») — «Си цы чжуани» («Ком-ментарий привязанных слов», ок. IV в. до н.э.), узоры-В. созерцаются в небе (I, 2), т.е. явлены астрономическими объектами и обусловлены Небом (см. Тянь ди жэнь) как высшим природным началом (ср. современное тяньвэньсюэ — астрономия, букв.: наука о небесных узорах). В конфуцианстве В. — воплощение мудрости «совершенномудрых» государей древности, подлежащее хранению и передаче. Конфуций противопоставлял культурность-В. естественности/природно- сти-чжи: победа последней над В. приводит к дикости, тогда как подавление В. есте-ственности/природности способно сделать из человека не более чем чиновника-скриба; лишь равновесие культурности и естествен- ности/природности делает личность благородным мужем (цзюнь цзы) (Лунь юй, VI, 16).

В конфуцианских канонах (см. У цзин) титулы основателей династии Чжоу (XI— III вв. до н.э.) Вэнь-вана («Царь Культуры») и У-вана («Царь Воинственный») составляют пару «В. — у», которая применяется как обобщающее обозначение этих «совершенномудрых» правителей и их духовного наследия. Обретение дихотомией В. — у (культурное/гражданское — военное/боевое) философского статуса намечено в одном из основополагающих трактатов школы военных философов — бин цзя, «Сунь-цзы бин фа» («Военное искусство Сунь-цзы», V— IV вв. до н.э.). Там сформулирована проблема «необходимого выбора» между началами В. и у, подразумевающая их сбалансированное применение: под В. понимались забота о воинах и щедрые награды, под у — принуждение и строгие наказания, укрепляющие дисциплину. У стало толковаться как сфера принуждения, насилия и разрушения.

Идеологема «[взаимного] дополнения культурного/гражданского и военного/боевого начал» была сформулирована мыслителем и сановником династии Хань Лу Цзя (216—172 гг. до н.э.), который видел в таком взаимодополнении «искусство долголетия [государственной власти]». Формула «взаимодополнения В. — у» при безусловном доминировании В. со II в. до н.э. вошла в идеологию имперского конфуцианства.

Идеологема «взаимодополнения В. и у» обусловила характер воспитания и образования элиты: прилежное постижение гуманитарного наследия при устойчивом интересе к занятиям боевыми искусствами (у шу, у и). Соотнесенность В. и у с космическими началами предопределила также отношение к боевым искусствам в Китае как к сакральной сфере, приобщающей к истокам мироздания.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 97.

Понятие: