Кастовая система в средние века
КАСТОВАЯ СИСТЕМА. Особенностью социальной структуры средневековой Индии была кастовая система. С древности сохранилось деление общества на четыре варны: брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (ремесленники, земледельцы и торговцы) и шудры (зависимые). Однако, по крайней мере с начала нашей эры, это четырехварновое деление общества превратилось просто в одну из форм классификации различных каст («джати», букв, «рождение» и «происхождение»).
Принадлежность к касте определялась происхождением. Кастой была любая группа людей (придерживавшихся эндогамии), претендовавшая на определенный вид труда или социальной деятельности как на свое «кастовое» занятие, имевшая ясное сознание своего противопоставления другим группам. Большинство торгово-ремесленных каст обязано своим происхождением разделению труда. Другие же касты были по существу племенами, включенными в кастовую систему и получившими определенную трудовую или социальную функцию. Наконец, большинство так называемых жреческих или земледельческих каст было обязано своим возникновением социальной стратификации, в частности мобилизации в их руках земельной собственности. Каждая из каст считалась обладающей определенной степенью ритуальной «чистоты» или «нечистоты». Все вместе они образовывали детально разработанную иерархическую структуру.
Изменилось и самое значение терминов, обозначавших разные варны. Среди брахманов были уже не только жрецы, но и мелкие и крупные землевладельцы, чиновники и даже военачальники. Древние кшатрии по существу совершенно исчезли, уступив свое место в Северной Индии племенам, образовавшим различные раджпутские касты, традиционным занятием которых стала не только война, но и землевладение. Термин «шудра» стали применять к лично свободным земледельцам и части ремесленников. Вайшьями в средние века считались лишь торговцы и богатые ремесленники. В Южной Индии кшатрийских каст как сколько-нибудь заметного явления не сложилось; там военно-землевладельческие касты считались шудрянскими.
Значительно расширился слой «неприкасаемых» каст, куда попадала беднейшая закабаленная часть сельского населения, а также покоренные остальные племена.
Кастовая система в целом соответствовала классовому делению общества и освящала его. Высокому кастовому положению, как правило, соответствовало высокое имущественное положение, а низшие в социально-экономическом отношении слои неизменно принадлежали также и к низшим кастам. Кастовая система консервировала существовавшие социальные различия и сглаживала социальные конфликты, утверждая «естественность» и «неизбежность» неравенства и взаимную необходимость каст друг для друга. В то же время она оказалась способной санкционировать и ту ограниченную социальную мобильность, которая все же существовала вопреки ей. Удачливый вайшья или шудра, ставший крупным землевладельцем или военачальником, а то и государем, мог рассчитывать на то, что его приближенные бхаты (барды) или брахманы вскоре объявят его, или по крайней мере его потомков, кшатриями. Целые группы преуспевавших шудр, занимавшихся торговлей, становились в конце концов вайшьями. Даже неприкасаемые могли при случае претендовать на положение шудр. Возможны были и попятные движения — вниз по социально-кастовой лестнице.
Таким образом, кастовая система, выполнявшая прежде всего функцию консервации существовавшего социального порядка и способствовавшая замедлению социально-экономического развития Индии, в то же время учитывала это развитие и приспособлялась к нему.
История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970, с. 101-102.