Кецалькоатль (Дюран-Форе, 2013)
Кецалькоатль – бог ветра без бороды.
Кодекс Борбоникус, XVI век.
КЕЦАЛЬКОАТЛЬ. Один из важнейших богов Мезоамерики по факту многочисленных граней и сфер своей деятельности, Кецалькоатль занимает особое место. Он принимает активное участие практически во всех божественных вмешательствах в Мир. Он является одним из четырех богов, созданных верховной четой, 2-м Солнцем, белым Тескатлипокой ответственным за разделение Неба и Земли, сотворение Человечества, открытие маиса — основного и повсеместного продукта питания. Под видом Нанауатля он подарил жизнь Солнцу. В Центральной Мексике в постклассическую эпоху он часто принимал форму Ээкатль-Кецалькоатля, бога ветра и грозы, предвестника благодатного дождя. Не будучи таким кровавым божеством, как, например, божество планеты Венера, он часто отождествлялся с Тлауискальпантекутли. Вместе со своим братом-близнецом Шолотлем, богом-собакой, он олицетворяет цикл смерти и возрождения человеческих существ.
Под видом Якатекутли, «заостренного носа/ владыки, указующего пути», Кецалькоатль также являлся главным покровителем почтека и часто изображался с отлатопилли, палкой торговцев.
К сложности божественной личности Кецаль-коатля следует добавить то, что его путали с Се Акатль Топильсин Кецалькоатлем, правителем легендарной Тулы, которому пришлось оставить свою столицу из-за дьявольских махинаций Тескатлипоки. Согласно некоторым источникам, Кецалькоатль бежал на берег Мексиканского залива, где умер на костре; его душа поднялась на Небо и превратилась в Утреннюю Звезду. По другой версии, он вновь возродился под именем Кукулькан, «пернатый змей», в Чичен-Ица на Юкатане, являвшем поразительное сходство с Тулой.
Все рассказы о Кецалькоатле-человеке настаивают на его религиозном аскетизме, описывая его как эталон жреца; в Теночтитлане он стал богом жрецов и покровителем кальмекак (жреческих училищ). Два верховных жреца носили титул Кецалькоатль.
Кроме того, он считался богом сакрального знания, изобретателем искусств, письменности, календаря. Именно под его покровительством первые прорицатели Ошомоко и Капактональ изображались занимающимися пророчествами во множестве сохранившихся манускриптов.
Скульптурные и живописные изображения Кецалькоатля весьма разнообразны. Его лицо и тело окрашены черным, он носит маску, часто в форме птичьего клюва, когда является богом ветра. Также как верховный жрец, он держит в руке кошель с ритуальным благовонием копалем. Часто на голове у него конический убор, а на груди — тот же орнамент, что и Тескатлипока. Борода, с которой он часто изображался, ассоциировалась с преклонным возрастом, старым богом.
Бог с богатой и сложной индивидуальностью, объединивший в себе источник любого упорядочного творения, приносящего благо и мир, а также человеческого правителя, символ политической и ритуальной власти Толлана и его наследников, других мезоамериканских городов.
Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 147-150.