Тетеоиннан и др.

БОГИНИ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ МАТЕРИ-ЗЕМЛИ. Среди богинь [ацтеков], ответственных за плодородие, есть богини, ассоциирующиеся с Матерью-Землей Тетеоиннан, «матерью богов», великой земной и лунной богиней, также называемой Токи, «нашей бабушкой», Тонанцин, «нашей досточтимой Матерью», Иламатекутли, «старой госпожой», или еще Тлалли ийолло, «сердцем Земли». Она является также покровительницей врачевателей и повитух. С ней связано огромное количество богинь, каждая из которых имеет свою собственную область влияния. Некоторые имеют военные атрибуты (короны из перьев орла, щиты), например Коатликуе, Чикомекоатль, Цапотлатена; другие — чикауацли (колокольчики), магический инструмент для вызывания дождя, например Чальчиутликуе, Шилонен, Цапотлатена.

Коатликуе, «та, в юбке из змей», мать Уицило-почтли, Кенцон Уицнауа и Койольшауки, и Чиуакоатль, другая земная богиня, символизируют смерть, поскольку земля является одновременно великим чревом и могилой всей жизни.

Ицпапалотль, «обсидиановая бабочка», богиня северных степей и старых чичимеков, ассоциируется с Мимишкоа, «облачными змеями», и приравнивается к Тетеоиннан в посвященном ей гимне. Она является также Сиуатеотль, женщиной, умершей в родах и обожествленной, и Цицимитль, одним из чудовищ, угрожавших сожрать людей во время солнечных затмений.

Тласольтеотль, «богиня грязи», уастекского происхождения, является богиней земной и лунной, отвечающей за плодородие, растительность, а также плотскую любовь и раскаяние в плотских грехах. Она состоит из четырех божеств, Ишкуинаме, разделенных по четыре сторонам, а сама Тласольтеотль занимает центр. Ишкуинаме являлись для ритуального умертвления дротиками мужчины, кровь которого символизировала дождь. В пиктографических манускриптах Тласольтеотль изображается в одежде из хлопка, с головным убором из перьев перепелки, с двумя торчащими веретенами и глазным орнаментом в форме полумесяцев; часто она одета в человеческую кожу. 

Тесно связан с этими богинями и особенно с Тласольтеотль Шипе Тотек, «наш владыка с со-дранной кождей», бог йопи-тлапанеков, следящий за возрождением растительности. Посвященные ему ритуалы возвещают приход весны, например Тлакашипеуалистли — «сдирание человеческой кожи», праздновавшееся во время 2-го месяца солнечного года, во время которого живьем сдирали кожу с приносимых в жертву пленных воинов и рабов. Как и в церемониях в честь Тласольтеотль, жрецы затем облачались в кожу жертв. Статуи и кодексы часто изображают Шипе Тотека одетым в куртку из человеческой кожи, зашнурованной на спине; от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами, на лице — маска из человеческой кожи (характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове — коническая шапка с двумя украшениями в виде ласточкиного хвоста, в руках — фигурный жезл с погремушкой наверху и щит. Все это — характерный знак того, что он «маскируется под человека», чтобы не показаться людям в своем устрашающем виде.

Дюран-Форе Жаклин де. Ацтеки / Жаклин де Дюран-Форе. – М., Вече, 2013, с 140-143.

Понятие: