Равноправие (Бсэ, 1941)

РАВНОПРАВИЕ, политический принцип, согласно которому граждане государства пользуются одинаковыми гражданскими и политическими правами независимо от социального происхождения и положения, пола, расовой, национальной, вероисповедной принадлежности, имущественного состояния, образовательного уровня. Идея Р.—результат длительного исторического развития. Античному миру она была несвойственна. Общественный строй Древней Греции и Рима основан был на рабстве, и здесь небольшому сравнительно числу свободных противостояла огромная масса рабов, лишенных всяких прав. В Римском государстве неравноправие между патрициями и плебеями, оптиматами и пролетариями, патронами и клиентами, вообще в среде «римских граждан» было выражено очень резко. Женщины античной демократии были в политическом отношении совершенно бесправны, особенно в Греции. По этому поводу Энгельс замечает: «У греков и римлян неравенства между людьми играли гораздо большую роль, чем равенство их в каком бы то 'ни было отношении. Мысль о том, что греки и варвары, свободные и рабы, полноправные граждане государства и лица, только пользующиеся его покровительством, римские граждане и римские подданные (употребляя последнее слово в широком смысле), что все они могут притязать на равное политическое значение, — такая мысль показалась бы древним безумной» (Энгельс, Анти- Дюринг, 1938, стр. 85). Общественному строю Средневековья Р. было чуждо: масса населения состояла из закрепощенных или полусвободных, свободные резко различались по рангам, сословиям, цехам. Господствовали привилегии, права и повинности распределялись крайне неравномерно, неравенство перед законом и судом было общим явлением, иерархия проникала во все стороны жизни.

С ростом промышленной буржуазии пробивает себе путь идея Р. Просветительная философия 18 в. культивировала представление о самоценных и равноценных человеческих личностях. Руссо объявил, что «ни один человек не имеет естественной власти над себе подобными» («Об общественном договоре», кн. 1, гл. IV). Маркс показал, как буржуазная революция конца 18 в., выполняя требования развивающегося капиталистич. рынка (анархия производства, свободная конкуренция), «разбила все сословия, корпорации, цехи, привилегии» феодального общества и разложила его на «независимых индивидов» (см. Маркс, К еврейскому вопросу, в кн.: Маркс и Энгельс, Соч., т. I, стр. 375 и 376). Требование Р. шло рука-об-руку с лозунгами демократич. свободы (слова, собраний и т. д.). Американская декларация независимости 1776 и французская «Декларация прав человека и гражданина» 1789 определяют Р. уже как государственный закон. С тех пор Р.—необходимое украшение почти всякой буржуазно-демократич. конституции. Но практически оно оказалось совершенно неосуществимым в буржуазном обществе. Уже французская конституция 1791 открыто нарушила его, разделив граждан на «активных» и «пассивных» и объявив богатство условием политич. правоспособности. Последующие буржуазные конституции были менее откровенны и утверждали политич. Р. безоговорочно, но действительность ежечасно разоблачала формальный характер этого Р. Господство помещиков и капиталистов, власть эксплоататоров, произвол чиновников, насилия полиции, пристрастие и неправосудие судов обусловливают фактическое отсутствие Р. в буржуазных странах. «Мы говорим, что демократическая республика с современным равенством — это ложь, обман, что равенство там не соблюдается и его там быть не может, и то, что мешает пользоваться этим равенством—это есть собственность на средства производства, на деньги, на капитал» (Ленин, Соч., т. XXIV, стр. 293). В ряде стран бесправное положение трудящихся усугубляется национальным гнетом: вопреки принципу национального Р., буржуазия господствующей нации ограничивает (по закону или фактически) представителей подчиненных национальностей в правах государственной службы, в участии в управлении государством и пр. К этому нередко присоединяются религиозные гонения со стороны господствующей церкви. Неполноправие женщин в ряде случаев закрепляется законом (лишение избирательных прав, ограничение права государственной службы, гражданско-правовые ограничения и т. п.).

Великая Октябрьская социалистическая революция ликвидировала капиталистич. систему хозяйства, отменила частную собственность на орудия и средства производства, уничтожила эксплоатацию человека человеком, утвердила диктатуру рабочего класса и, создав, т. о., все экономические и политические предпосылки Р., провела в жизнь действительное Р. для трудящихся масс. Социалистическая революция раскрепостила нации и осу-ществила Р. наций, народностей, национальных меньшинств. Социалистический строй освободил женщину от рабства домашнего и общественного, социалистич. закон уравнял ее в правах с мужчинами. В отношении же остатков нетрудовых элементов революция применила ограничения их политич. прав «в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии» [Программа и Устав ВКП(б), 1938, стр. 16]. В то же время руководящая роль рабочего класса в его союзе с трудящимся крестьянством сказалась, между прочим, в установлении не вполне равного избирательного права, дававшего рабочим при выборах советов некоторые преимущества сравнительно с крестьянами. Однако победа социализма, уничтожение всех эксплоататорских классов и существенное изменение рабочего класса и крестьянства позволили устранить эти элементы неравноправия и установить подлинно равное избирательное право (см.). Сталинская Конституция в соответствующих статьях установила полное и действительное Р. граждан СССР. Говоря о проекте Конституции СССР на Чрезвычайном VIII Всесоюзном Съезде Советов, т. Сталин отметил: «Для него не существует активных или пассивных граждан, для него все граждане активны. Он не признает разницы в правах между мужчинами и женщинами, „оседлыми" и „неоседлыми", имущими и неимущими, образованными и необразованными. Для него все граждане равны в своих правах. Не имущественное положение, не национальное происхождение, не пол, не служебное положение, а личные способности и личный труд каждого гражданина определяют его положение в обществе» (Сталин, Вопросы ленинизма, 11 изд., стр. 517). Р. граждан СССР является ярким выражением полной и подлинной демократизации политической жизни нашей страны.

Г. Гурвич.

Большая советская энциклопедия. Том сорок восьмой. РАВИ – РОББИА. М., 1941, колонки 20-21.

Понятие: