Телесность (Подопригора)
ТЕЛЕСНОСТЬ — понятие неклассической философии, конституированное в контексте традиции, преодолевающей трактовку субъекта в качестве трансцендентального и вводящей в поле философской проблематики (легитимирующей в когнитивном отношении) такие феномены, как сексуальность, аффект, перверсии, смерть и др. (Ф. Ницше, С. Кьёркегор, Ф. Кафка и др.). Продолжая эту традицию (например, в рамках аналитик сексуальности у М. Фуко), постмодернизм наряду с этим осуществляет радикальное переосмысление данного понятия в плане предельной его семиотизации. Согласно постмодернистской интерпретации, у Т. «нет ничего общего с собственно телом или образом тела. Это тело без образа», в котором «ничто не репрезентативно» (Ж. Делёз). А. Арто говорил в свое время о «телесном языке»; А. Жарри полагал, что «актер должен специально создавать себе тело, подходящее для... роли»; А. Юберсфельд в рамках «семиологии театра» интерпретировала тело актера как не имеющее иной формы бытия, помимо знаковой: «Наслаждение зрителя в том, чтобы читать и перечитывать «письмо тела»... Объект желания ускользает, он есть и не есть... Сам статус зрителя образован невозможностью удовлетворения, — и не только потому, что он не может обладать объектом своего желания, — ведь даже если бы он обладал им, ему принадлежало бы нечто совсем иное, а не то, чего он желает».
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 438-439.