Вера (Кузнецов)

ВЕРА (от лат. Veritas) — истинность; действительность, сущность; истина, правда; правдивость, откровенность, прямодушие, честность, беспристрастность; а также от лат. verus — истинный, на истине или действительности основанный; действительный, настоящий; неподдельный, непритворный, искренний; на разуме, нравственности основанный, разумный, справедливый; правдивый, заслуживающий доверия, честный. Во многом близко по смыслу и греч. nicm; — вера, доверие (во что или кому); признание верным, истинным; верность, верное слово, ручательство, клятва, обязательство, до-говор; верование; мнение, представление (в противоположность знанию). Подобные значения сохраняются в романо-германских языках. Близко к указанным и древнерусское - верование, правда, присяга, клятва, верность.

В. есть особое состояние психики индивида, группы, массы — верящих субъектов, — выражающееся в твердой убежденности, не-сомненном доверии и надежде. В качестве предметов В. могут выступать: достижение цели и смысла жизни в целом, наступление какого-то события, реализация определенного поведения, истинность восприятия, представления, гипотезы, теории и пр. при условии дефицита точной информации о достижимости поставленной цели и смысла жизни, о конечном итоге развития событий, о реализации на практике предполагаемого поведения и отношений людей, о результатах проверки адекватности выдвигаемых гипотез и теорий и т.д. В В. содержится ожидание осуществления желаемого. Данное психологическое состояние возникает в вероятностной ситуации, при наличии различных альтернатив, возможностей направленности «движения» предметов В., когда имеется известная степень реальности достижения желаемого. Если поставленная цель достигнута, если прогнозируемое событие совершилось, если чаемое поведение людей реализовалось, если истинность гипотезы и теории доказана и т.д. или стало ясно, что все это неосуществимо, что результат оказался отрицательным, В. угасает. В. возникает на основе материальных и духовных интересов, потребностей, мотивов, по поводу тех процессов, событий, идей, которые имеют для людей существенно значимый смысл. Она представляет собой ценностное отношение к своему предмету. В. представляет собой сплав когнитивного, эмоционального и волевого моментов, хотя, конечно, в ней чувства играют большую роль. В ней соединены осознанное и неосознанное, рациональное и иррациональное, элементы «вершинной» и «глубинной» психологии; она тесно связана с интуицией, озарениями. Могут использоваться различные способы обоснования В., однако в полной мере она рационально не аргументирована и практически, экспериментально не проверена. А во многих случаях субъект В. считает, что она вообще не требует доказательства и проверки. Несмотря на это, она выступает важным фактором, действенным стимулом решимости и активности людей. Содержание В. различно в разных областях ее функционирования, связано с предметом конкретного действия. В. находит выражение, по существу, в любой сфере жизнедеятельности людей — экономической (например, В. в успех продажи произведенного продукта), политической (в харизматического политического лидера), моральной (в силу нравственных идеалов, образцов, норм), художественной (вера в совершение в действительной жизни показываемых на киноэкране событий), научной (в благотворные последствия клонирования человека), религиозной (в чудо) (см. Вера религиозная), философской (например, в существование Мирового Разума) и, конечно, в обыденном существовании. В истории философии и те-ологии В. рассматривалась в контексте проблем соотношения ее с разумом (рассудком), знанием, истиной, мнением, сомнением при различном решении этих проблем.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 73-74.

Понятие: