Бхута

БХУТА (санскр.: сущее, ставшее; от «бху» — быть) — в древнеиндийской философии один из четырех или пяти природных первоэлементов или одна из чувственно воспринимаемых физических стихий: земля, вода, воздух, огонь (свет), иногда эфир (панча-, или маха-Б.), — которые, соединяясь, образуют материальные тела. Учение о Б. появляется в упанишадах, прослеживается в эпической литературе и развивается в классический период. Представление о Б. как об основном «строительном материале» физического космоса стало общим местом практически для всех направлений и учений индийской философии: причем Б. тесно увязывались с качествами чувственных ощущений: осязательных, вкусовых, обонятельных, зрительных и слуховых (это особенно наглядно в учении об эволюции пракрити в санкхье). Несмотря на признание Б. всеми учениями индийской философии, только в некоторых из них Б. принимаются в качестве абсолютных, самодостаточных физических сущностей, исключающих бытие духовной субстанции, потустороннего мира вообще (кармы, сансары, мокши): это, например, учение о пяти элементах в адживике, но особенно в локаяте (чарваке). Сознание и мышление в этих школах трактовалось не как проявление духовной субстанции, а лишь как свойство особенного сочетания Б.: «Дух подобен огню после того, как дрова сгорели» (Мокшадхарма, 187.2). А сторонники локаяты учили, что сознание появляется в теле человека из бессознательных Б., подобно тому, как появляется алкоголь в напитке, приготовленном из безалкогольных веществ.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 66.

Понятие: