Нестяжатели (Кузнецов)

НЕСТЯЖАТЕЛИ - религиозное течение, сформировавшееся во второй половине XV в. и просуществовавшее до середины XVI в. Первым крупным идеологом Н. был Нил Сорский, продолжателями его учения были Вассиан Косой (Патрикеев), Артемий Троицкий, примыкал к Н. и Максим Грек. Движение Н. тесно связано с деятельностью «заволжских старцев» — так называли монахов из скитов, организованных Нилом Сорским в вологодских лесах. Н. выступали против втягивания церкви в мирские дела, против обмирщения церкви, ведущего, по их мнению, к забвению ее роли как духовного пастыря. Не дело монахов заботиться о жизни мира, монах должен сосредоточиться на совершенствовании своей души, а для этого он должен уйти из мира, порвать с ним, жить в уединении и предаваться молитве. Уйдя из мира, монах не должен ничего брать из него, даже подаяния, целиком и полностью полагаясь на свои силы и обеспечивая свое пропитание и другие нужды своим трудом, своим ремеслом. Поэтому Н. выступали против монастырского землевладения, которое не позволяет монахам целиком и полностью предаться созерцательной, «умной» молитве. Вообще крупные монастыри, считали Н., не способствуют сосредоточению на «умной» молитве, т.е. на преображении собственной души. Н. жили в скитах по два-три человека в удалении от населенных пунктов.

Много внимания Н. уделяли изучению «божественного писания» — не только Библии, но и сочинений учителей церкви. Это были образованные и углубленные в себя люди, посвятившие жизнь служению Богу. Для Н. характерна внутренняя свобода мысли, терпимость к чужому мнению и вообще веротерпимость, неприятие навязывания внешних форм благочестия. «Заволжцы», как иногда называют Н., Были противниками пышного и богатого церковного убранства, противниками вообще всякой «внешности». Монах-инок должен довольствоваться самым необходимым и все внимание сосредоточить на исправлении души. «Правда умного делания» — вот суть нестяжательства.

Несмотря на стремление уйти от мира преодолеть всякое «миролюбие» и уединиться в безмолвии и тишине для «умной молитвы», Н. помимо своего желания были втяну ты в мирскую жизнь и даже в политическую борьбу. Их идеология «бессеребреничества» и отрицание монастырского землевладения были использованы великокняжеской властью в ее противостоянии Русской церкви. Иван III, планируя секуляризацию церковных земель (а эти земли составляли почти третью часть всей государственной земли) инициировал выступление на соборе 1503 г. Нила Сорского, который предложил ликвидировать право монастырей на землевладение. Это предложение нашло поддержку большей части собора. Уже покинувший собор Иосиф Волоцкий срочно вернулся, и ему с трудом удалось отстоять монастырское землевладение. Борьба иосифлян и Н. после этого сильно обострилась. Смерть в 1508 г. пользовавшегося большим авторитетом Нил Сорского усилила противников Н. Иосифлянам удалось привлечь на свою сторону Василия III, который стремился найти в церкви союзника в борьбе против удельных князей за укрепление великокняжеского московского престола. Опираясь на великокняжескую власть, иосифлянам удалось склонить собор 1525 г. на осуждение Максима Грека, который симпатизировал Н., а на соборе 1531 был осужден ближайший соратник Нила Сорского Вассиан Косой (Патрикеев). В 1553—1554 гг. уже при Иване IV были осуждены за «ереси» многие Н., и взявшие верх иосифляне практически опустошили скиты «заволжских старцев». Нестяжательство как религиозное течение на Руси фактически прекратило свое существование.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 358-359.

Понятие:

Яндекс.Метрика