Натурфилософия (Подопригора, 2013)
НАТУРФИЛОСОФИЯ [от лат. natura — природа и философия] — философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием и Н., ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль Н. играла в древности. Она обычно именовалась физикой или физиологией, т. е. учением о природе. Фактически Н. явилась первой исторической формой философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму Н. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистическая гипотеза. В эллинистическо-римский период из Н. выделяется ряд научных дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математического исследования природы был крайне ограничен, Н. продолжала оставаться основной формой теоретического осмысления природы. В Средние века, когда философия должна была обосновывать теоцентрические представления, Н. почти исчезает с философского гори-зонта; лишь отдельные элементы античной Н. были приспособлены к креационистским представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Например, восходящая к неоплатонизму метафизика света у христианских теологов XIII-XIV вв., элементы перипатетической Н. и космологии у Фомы Аквинского, элементы теологически извращенной атомистики у мутакаллимов.
Бурный рост интереса к природе — одно из следствий развивающегося капиталистического способа производства — в философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете Н., связанной с именами Дж. Бруно, Б. Телезио, Т. Кампанеллы, Дж. Кардано, Парацельса, Ф. Патрици. Н. эпохи Возрождения развивалась на основе натуралистического пантеизма, динамизма и гилозоизма. Особенно широко был использован принцип тождества микро- и макрокосмоса.
В XVII-XVIII вв., в эпоху бурного прогресса экспериментально-математического и механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический способ рассмотрения природы, Н. отступает на второй план. В немецкой классической философии Н. снова выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин, особенно у Ф. В. Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обобщить достижения со-временного ему естествознания.
Философский словарь / авт.-сост. С. Я. Подопригора, А. С. Подопригора. — Изд. 2-е, стер. — Ростов н/Д : Феникс, 2013, с 252-253.