Славянофильство (Орлов, 2012)
СЛАВЯНОФИЛЬСТВО — течение в либеральном направлении общественной мысли в России в середине XIX в., противостоявшее западничеству. Идеологи: А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Наиболее активные славянофилы: П. В. Киреевский, И. С. Аксаков, А. И. Кошелев, В. А. Черкасский, многие писатели (В. И. Даль, Ф. И. Тютчев и др.), историки, слависты и языковеды. Своего постоянного печатного органа не имели из-за преследований цензуры. В 1840-х гг. печатались, в основном, в журнале М. П. Погодина «Москвитянин»; в 1850-х гг. издавали журнал «Русская беседа» (1856-1860), газеты «Молва» (1857) и «Парус» (1859).
Славянофилы в противовес западникам не признавали единства исторического пути России и Зап. Европы, преувеличивали ее своеобразие, идеализировали патриархальность допетровской Руси в отношениях между народом и государем, между помещиками и крестьянством. Выступали против перенимания Россией западноевропейского социально-экономического опыта, так как капитализм казался им порочным строем, приводящим к обнищанию народа. Политическое устройство ряда стран Зап. Европы — с конституционной монархией — также подвергалось их критике, так как они возражали и против введения конституции, и против какого-либо ограничения самодержавия — единственной, по их мнению, силы, способной провести необходимые для страны реформы. Эти позиции сближали славянофильство с консерватизмом, но предложенная славянофилами программа преобразований имела прогрессивный, либеральный характер.
Одно из главных требований, свидетельствующих об их либерализме, — отмена крепостного права «сверху» с предоставлением крестьянским общинам земельных наделов за выкуп. Для реализации этого программного положения многие славянофилы (Ю. Ф. Самарин, А. И. Кошелев, В. А. Черкасский) активно участвовали в подготовке и проведении Крестьянской реформы 1861 г.
В социально-политической области славянофилы отстаивали идею созыва Земского собора (Думы) из выборных представителей всех слоев общества, выступали за отмену цензуры, телесных наказаний и смертной казни, установление гласного суда с участием в нем выборных представителей населения. Для дальнейшего укрепления экономики России они считали необходимым развитие промышленности и торговли, акционерного и банковского дела, строительства железных дорог и применения машин в сельском хозяйстве.
Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории крестьянства, народного быта и языка имели большое положительное значение для развития русской культуры.
Во время проведения реформ 1860—1870-х гг. славянофилы сблизились с западниками на почве либерализма. В пореформенной России под влиянием славянофильства сложилось почвенничество, а консервативные элементы программы в гипертрофированном виде эволюционировали в национализм и панславизм.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 471-742.