Символизм (Орлов, 2012)

СИМВОЛИЗМ (фр. symbolisme, от греч. symbolon — знак, символ) — литературно-художественное направление в европейской и российской духовно-культурной жизни конца XIX — начала XX в. Теоретические корни восходят к идеалистической философии А. Шопенгауэра, Э. Гартмана, некоторым идеям Ф. Ницше и Р. Вагнера. Основы эстетики сложились на рубеже 1860—1870-х гг. в творчестве французских поэтов П. Верлена, А. Рембо, С. Малларме и др. Термин ввел поэт Ж. Мореас в 1886 г. Сосредоточивался преимущественно на художественном выражении посредством символа интуитивно постигаемых сущностей и идей, смутных, часто изощренных чувств и видений. Стремясь проникнуть в тайны бытия и сознания, узреть сквозь видимую реальность сверхвременную идеальную сущность мира и его «нетленную» (трансцендентную) Красоту, символисты выразили неприятие буржуазности, позитивизма и натурализма, тоску по духовной свободе. Отражал трагическое предчувствие мировых социальных переломов и декадентство. Проявился в разных видах искусства, способствовал их сближению и синтезу. Был близок к стилю «модерн», оказал влияние на разнообразные художественные течения XX в. (экспрессионизм, сюрреализм, футуризм и др.).

Основные представители в России: в литературе — В. Я. Брюсов, А. А. Блок, Д. С. Мережковский, А. Белый, Вяч. И. Иванов, Ф. К. Сологуб; в изобразительном искусстве — художники объединения «Мир искусства», М. А. Врубель, В. Э. Борисов-Мусатов и Н. К. Рерих; в театре — В. Э. Мейерхольд, постановка К. С. Станиславским в Московском Художественном театре пьесы «Синяя птица» М. Метерлинка.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 468.

Понятие:

Яндекс.Метрика