Аналитическая философия (Кузнецов, 2007)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - одно из направлений современной западной философии, распространенное преимущественно в англосаксонских странах. В широком смысле слова А.ф. можно трактовать как определенный стиль философского мышления, для которого характерны такие качества, как строгость, точность используемой терминологии, осторожное отношение к широким философским обобщениям, абстракциям и спекулятивным рассуждениям. Для философов-аналитиков сам процесс аргументации не менее важен, чем достигаемый с его помощью результат. Язык, на котором формулируются философские идеи, рассматривается не только как важное средство исследования, но и как самостоятельный объект исследования. Многие аналитики, хотя и не все, предпочитают опираться на формальную логику, эмпиристскую методологию и данные науки.
Непосредственно возникновение А.ф. было подготовлено новыми тенденциями в развитии науки на рубеже XIX—XX вв. Изначально А.ф. была тесно связана с логико-математическим знанием. Первые представители А.ф. (Г. Фреге, Б. Рассел, Л. Витгенштейн, Ф. Рамсей и др.) были одновременно и крупнейшими специалистами в области математической логики. Они разрабатывали программу глубинного логического анализа языка, который противопоставляли «поверхностному» подходу лингвистической науки. Особое внимание уделялось выявлению логической формы тех языковых средств (например, обозначающих фраз), применение которых приводит к всевозможным заблуждениям и парадоксам, имеющим философское значение. Создавались проекты разработки синтаксически и семантически точного («совершенного», «идеального») языка, который мог бы способствовать прогрессу научного знания. В определенный период (20—40-е гг. XX в.) для А.ф. были характерны претензии на роль методологии всего научного знания (включая общественные науки), способствующей его унификации. В этом плане ей были присущи неопозитивистские черты (см. Логический позитивизм), феноме- налистическая позиция в теории познания, индуктивизм в понимании науки. Одной из центральных проблем исследования для А.ф. является проблема значения, которую первоначально трактовали в «традиционном» смысле как проблему обозначения (именования) языковыми средствами отдельных объектов (материальных или идеальных), а также ментальных состояний. Исследовались конкретные способы указания (референции) различных видов слов на свои объекты. В связи с этим ставился также общий вопрос об отношении языка и реальности.
В дальнейшем (начиная с 30-х гг.) происходило расширение проблематики значения за счет перехода к логико-лингвистическому анализу общеупотребимых форм выражения, учета прагматических, коммуникативных аспектов языка. Статичный подход сменяется динамичным подходом к значению как к функциональной характеристике употребления слов и выражений естественного языка. Первостепенно важным признается анализ целостных ситуаций речевой коммуникации людей («языковые игры», «речевые акты» и т.п.). В связи с этим обращается внимание на способы выражения в языке различных психических состояний, ставится вопрос о возможности познания «чужих сознаний» и о логико-лингвистических критериях личного тождества. А.ф. к началу 60-х гг. окончательно преодолевает свое прежде негативно-критическое отношение к традиционной философской проблематике («метафизике»), настаивая лишь на максимальном уточнении тех или иных понятий и экспликации логической структуры философской аргументации. В последние годы Аф. все больше выполняет роль метафилософской доктрины, способной ассимилиро-вать идеи других философских направлений и быть универсальным языком философской дискуссии. Концептуальное ядро А.ф., как правило, составляют научные программы, вырабатываемые в А.ф. языка, а «периферию» — другие аналитические дисциплины: «философия сознания», «философия действия», «философия психологии», «философия морали», «философия логики» и др. А.ф. распространяет свои методы на новые предметные области (например, на проблематику искусственного интеллекта), осваивает социокультурную проблематику, по-прежнему делая основной акцент на логико-лингви-стической стороне рассматриваемых вопросов. А.ф. в различных странах сохраняет свои национальные особенности. Например, А.ф. в США (У. Куайн, Н. Гудмен, Д. Дэвидсон, X. Патнэм, Т. Нейгел и др.) свойственна прагматистская ориентация; А.ф. в Австралии и Новой Зеландии (Д. Смарт, Д. Арм-стронг, Д. Маки, Ф. Джексон и др.) прини-мает форму «научного реализма» (материализма); А.ф. в Великобритании больше ориентирована на логико-семантические проблемы (П. Стросон, М. Даммит, Д. Уиггинс, Д. Перс, К. Пикок и др.) и метаэтиче- ские исследования (Р. Хеар, Б. Уильяме, Д. Парфит и др.); в странах Северной Европы приоритет отдается исследованию логики человеческих действий и пропозициональных установок (Г. фон Вригт, Я. Хинтикка и др.).
Литература:
Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993; Аналитическая философия: становление и развитие. Антология. М., 1998.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 12-14.