Косыгинская реформа
«КОСЫГИНСКАЯ РЕФОРМА» — система экономических мер, проводившаяся в СССР в середине — второй половине 1960-х гг. по инициативе А. Н. Косыгина. Была направлена на стимулирование развития производства промышленной и сельскохозяйственной продукции путем расширения экономических рычагов и повышения личной заинтересованности производителей. Новый курс в промышленности заложили решения Октябрьского пленума ЦК КПСС 1965 г. Реформа осуществлялась на основе перехода от территориального принципа управления (отказ от совнархозов) к отраслевому. Новые законы (октябрь 1965) изменили систему органов управления промышленностью: создавалось 11 общесоюзных и 17 союзно-республиканских министерств. Принятое в октябре «Положение» о промышленном предприятии устанавливало сочетание государственного централизованного руководства с расширением прав и оперативно-хозяйственной самостоятельности предприятий. Внедрение хозрасчета включало снижение числа обязательных плановых показателей (с 30 до 9). Среди них главным становился объем реализованной продукции, что ставило производителя в непосредственную зависимость от спроса на его продукцию. Зарплата определялась уровнем рентабельности, прибылью и перевыполнением планов, что приводило к большей заинтересованности трудовых коллективов повышать производительность труда. Предприятиям разрешалось за счет полученной прибыли создавать фонд для выплаты премий и «13-й зарплаты», тратить часть заработанных средств на социально-культурные потребности своих работников (строить ведомственное жилье, детские сады и т. п.).
Нововведения в сельском хозяйстве обозначили решения Мартовского пленума ЦК КПСС 1965 г. Совхозы переходили на полный хозрасчет, из своих фондов покрывая все производственные затраты. Была изменена система оплаты груда колхозников — от трудодней перешли к гарантированной ежемесячной оплате труда деньгами но тарифным ставкам, соответствовавшим различным категориям рабочих совхозов. Зарплата выдавалась из фонда, формируемого из доходов колхоза. Новый Примерный устав колхозов (ноябрь 1969) вводил более демократическую систему внутриколхозной жизни — выборность не только членов правления и пред. колхозов, но и руководителей всех хозяйственных подразделений. За колхозниками закреплялось право на гарантированную зарплату и пенсионное обеспечение.
Реформа дала импульс для развития народного хозяйства — 8-я пятилетка (1965—1970) стала самой успешной за все годы советской власти: по официальным данным валовой общественный продукт вырос на 13%, объем промышленной продукции — на 50,5%, сельскохозяйственной — на 21%.
Однако в конце 1960-х гг. реформу начали постепенно сворачивать — возвращались централизованные, внеэкономические, директивно-командные методы управления, покончившие с хозяйственной самостоятельностью предприятий промышленности и сельского хозяйства. Отказ от продолжения реформы в определенной мере объяснялся ее собственными недостатками (абсолютизация прибыли как основного экономического показателя, возможность для предприятий искусственно повышать цену на свою продукцию и занижать план ее выпуска).
Объективная причина свертывания реформы была обусловлена невозможностью осуществления рыночных методов развития экономики в условиях почти полного монопольного господства государственной собственности на средства производства и отчуждения от них непосредственного производителя. Субъективный фактор был связан с позицией консервативной части партийно-государственного руководства, которое усматривало в реформе, фактически вводившей элементы рыночной экономики, расшатывание устоев социализма и угрозу социально-политической стабильности страны.
Свертывание хозяйственной реформы привело в 1970-х гг. и последующих годах к снижению темпов роста во всех отраслях экономики СССР.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 248-249.