Адживика (Кузнецов, 2007)

АДЖИВИКА (санскр. «а-джива» — отрицание души) — направление в индийской философии, достигшее наибольшего расцвета в VI—V вв. до н.э. и оппозиционное индийским религиям. А. не приемлет основные индийские религиозно-философские принципы, прежде всего закон нравственного воздаяния и перерождения (закон кармы — сансары) и принцип освобождения (мокши, нирваны) от сансарной зависимости (см. Сансара). Наиболее известными философами этой школы являлись Аджита Кесакамбалин, Пакудха Каччаяна, Макхали Госала, Санджая Велатхипутта, Пурана Касаппа; к ним примыкают Паяси и др. А. принимала полиэлементную теорию (бхута-вада), согласно которой все движение и многообразие объективного и субъективного мира зависит от определенного соединения и разложения неизменных элементов (бхут). Так, по мнению Аджиты, их существует четыре — земля, вода, воздух, огонь. Пакудха к ним добавляет жизненную силу (джива), принципы соединения (любовь) и разъединения (страдание). Если эти два философа отрицают закон кармы - сансары и принцип освобождения, то другие признают существование некой слепой и безличной силы — неотвратимой судьбы. Некоторые представители А. дают этому своеобразную интерпретацию: безличная и слепая сила необходимости (нияти-вада, или фатализм) жестко детерминирует сансару. Иные же скептически воздерживались от утверждения или отрицания кармы — сансары и потустороннего мира вообще. По мнению представителей А., человек способен реализовать свои творческие возможности, следуя аскетическому образу жизни. А., как правило, проповедовала отказ от социальной активности.

Литература:

В a s h a m. History and doctrines of the ajivikas. L., 1951.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 3-4.

Понятие: