Культ личности (Фролов, 1991)

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ — слепое преклонение перед авторитетом какого-либо деятеля, чрезмерное преувеличение его действительных заслуг, фетишизация исторической личности. Теоретическую основу культа личности составляет идеалистический и волюнтаристский взгляд на историю, согласно к-рому ход истории определяется не объективными законами, не деятельностью народных масс, а желаниями, волей великих людей (полководцев, героев, выдающихся идеологов и т. п.). Для различных школ идеализма характерна абсолютизация роли выдающихся личностей в истории (Волюнтаризм, Младогегельянцы, Народничество). По своей природе культ личности глубоко враждебен марксистскому учению, которое рассматривает роль личности руководителя в тесной связи с объективным ходом исторического процесса, деятельностью народных масс. Опыт даже самого гениального руководителя не может заменить коллективного опыта миллионов людей. Марксизм осуждает всякий культ личности и суеверное преклонение перед авторитетами. На XX съезде КПСС (1956) были разоблачены и осуждены культ личности Сталина и связанные с ним деформации социализма, беззаконие и массовые репрессии, ставшие подлинной трагедией советского народа. В ходе перестройки разоблачение преступлений Сталина и его окружения было дополнено осуждением всей авторитарно-бюрократической системы, приведшей к ним. Устранение этой системы обеспечивается всемерным развитием демократии и гласности, построением правового государства.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 210.