Насилие

НАСИЛИЕ (VIOLENCE). Неумеренное применение силы. Иногда оно бывает необходимым (умеренность не всегда возможна), но никогда не бывает благом. Всегда достойно сожаления, но не всегда ожидаемо. Противоположностью насилия является мягкость (не путать со слабостью — противоположностью силы). Мягкость — это добродетель; слабость — это слабость, а насилие — вина, кроме случаев, когда оно необходимо и законно. Насилие над слабыми и безобидными непростительно, ибо это трусость, жестокость и зверство. С другой стороны, нет и не может быть абсолютного запрета на насилие над насильником, ибо этот запрет означал бы попустительство варварам и бандитам. Что можно сказать о непротивлении злу насилием? Оно, как отмечает Симона Вейль, годится только тогда, когда действительно эффективно. Это вопрос цели и средств: «Мы должны стараться все активнее противопоставлять насилию, царящему в мире, эффективные ненасильственные меры» («Тяготение и милосердие», «Насилие»). Для этого требуется немало самообладания, смелости и ума, но также необходимо «принимать во внимание противника» (там же). Мы восхищаемся тем, как вел себя с англичанами Ганди, но никому из нас и в голову не придет осуждать участников Сопротивления, объявивших партизанскую войну нацистам, или странам-союзницам, выступившим против вермахта. Насилие приемлемо только в тех случаях, когда его отсутствие еще хуже. Иными словами, иногда насилие имеет право на существование. Проблема в том, чтобы ограничить насилие, ввести его в строгие рамки, поставить под контроль. Вот почему мы нуждаемся в государстве, которое, как говорит Макс Вебер (164), обладает «монополией на законное насилие». Мы нуждаемся в армии (для защиты от внешнего насилия), в полиции (для защиты от внутреннего насилия), в законах, судах и тюрьмах. Мы нуждаемся в том, чтобы между людьми царил хотя бы минимально возможный мир. Противоположностью насилию является мягкость, но средством борьбы с ним на уровне гражданского общества является умение улаживать конфликты с наименьшим применением насилия. Для этого и нужны полиция, политика и вежливость.

Примечания

164. Макс Вебер (1864-1920) — немецкий социолог, историк, экономист и юрист. В своей методологии проводил разграничение опытного знания и ценностей; разработал концепцию «понимания», по которой социальное действие объясняется через истолкование индивидуальных мотивов, и теорию идеальных типов — абстрактных и произвольных мысленных конструкций исторического процесса. В происхождении западноевропейского капитализма решающую роль отводил протестантизму.

Конт-Спонвиль Андре. Философский словарь / Пер. с фр. Е.В. Головиной. – М., 2012, с. 337.

Понятие: