Консеквенциальная этика (Кузнецов)
КОНСЕКВЕНЦИАЛЬНАЯ ЭТИКА (от лат. consequentia — следование, последовательность, ряд) — моральная теория, согласно которой ценность поведения, поступка целиком или преимущественно определяется ценностью его непосредственных или отдаленных результатов. При этом оказываются неважными моральное качество субъективных мотивов, а также обстоятельства и условия совершения действия. В обыденном сознании это находит выражение в высказываниях типа: «цель оправдывает средства», «победителя не судят», «деньги не пахнут» и т.п. Последовательным консеквенциалистом в сфере политики и морали был, например, Никколо Макиавелли, который в «Государе» советовал князю оценивать свои действия исключительно с точки зрения успеха в борьбе за захват власти, использования власти в своих интересах. Консеквенциализм в разной степени был присущ всем объективистским, «натуралистическим» теориям «гетерономного» (т.е. объективно обусловленного) морального сознания, в противоположность теориям «автономного» морального сознания (Кант, феноменология, эмотивизм), согласно которым ценность поступка зависит только от морального качества его мотивов. Примерами консеквенциальной теории морали могут служить этика гедонизма, эвдемонизма, утилитаризма, марксизма, а также теологическая этика, в которых мерилом хорошего поступка выступают соответственно положительные результаты: удовольствие, счастье, польза, благо общества, возвышение в вере.
Принимая во внимание лишь результаты действий, консеквенциальная этика подходит к оценке поступков односторонне — недостаток, на который еще в античности указывал Аристотель, а в Новое время — Гегель. Эти диалектические мыслители справедливо доказывали, что при оценке поступка надо брать его в единстве и взаимосвязи основных структурных элементов: субъективных побудительных мотивов, объективированных результатов, а также объективных и субъективных обстоятельств и условий совершения действия. В ином случае оценка поступка может оказаться неверной, неадекватной его действительной ценности. Так, у древних народов было весьма широко распространено обычное правило возмездия: «око за око», «зуб за зуб», «смерть за смерть» — то же самое за то же самое. Это так называемое «правило талиона» и до сих пор сохраняется у некоторых отсталых народностей, например, в обычае кровной мести. От людей с неразвитым правосознанием и в наши дни можно услышать мнение, что человек, причинивший смерть другому человеку, должен быть подвергнут смертной казни. При этом, самоочевидно, что человек, выдвигающий такое требование, полностью игнорирует субъективные мотивы убийства, а также условия, при которых оно было совершено, принимая во внимание один только результат. Но поступок мог быть совершен в порядке необходимой самообороны или ради защиты жертвы от жестокого насильника. Таким образом, мотивы и обстоятельства вносят весьма существенные коррективы в оценку поступка, предлагаемую К.э.
Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 259-260.