Композиция (Кузнецов, 2007)

КОМПОЗИЦИЯ (лат. compositio - расположение, составление, сложение) — способ построения художественного произведения, принцип связи однотипных и разнородных компонентов и частей, согласованных между собой и целым. К. обусловлена способами формообразования и особенностями восприятия, свойственными определенному виду и жанру искусства, законами построения художественного образа, канона в канонизированных типах культуры (например, фольклор, древнеегипетское искусство, восточное, западноевропейское средневековье и т.п.), а также индивидуальностью художника и своеобразием произведения искусства.

Иногда помимо К., относящейся к принципам построения формы, употребляется термин «архитектоника», выражающий взаимосвязь компонентов содержания. В теории архитектуры и организации предметной среды используется другая пара соотносимых понятий: конструкция (единство материальных компонентов формы, достигнутое посредством выявления их функций) и К. (художественное завершение конструктив-но-функциональных устремлений художника с учетом особенностей визуального восприятия и художественной выразительности, декоративности и целостности формы).

Существуют специальные значения термина «К.» в тех или иных видах искусства: линейная К. в живописи, строфическая — в поэзии, сюжетная — в прозе, объемная и глубинно-пространственная — в архитектуре, К. как музыкальная форма. Несомненно влияние принципов К. одних видов искусства на другие. Например, сюжетно-тематическое построение картин в эпоху Возрождения испытало воздействие принципов К. сценического действа, а театр впоследствии — пирамидальной и диагональной К. пластических искусств. В художественной литературе и драматургии часто используются музыкальный композиционный принцип фуги (варианты одной и той же темы) и принцип сонатного тематического развития, когда главная и побочная партии соотносятся тонально и контрастно, побочная проникает в главную тему, а реприза (аналогично — кульминация и развязка) строится на их объединении.

Понятие К. следует отличать от получившего широкое распространение в 60—70-х гг. понятия структуры произведения. В отличие от структурных связей произведения К. подчеркивает единство нормативно-технологических и индивидуально-неповторимых тенденций в построении художественного произведения.

Литература:

Алпатов М.В. Композиция в живописи. Исторический очерк. М., 1940;

Бабичев А. О конструкции и композиции //Декоративное искусство. 1967.№3;

Жирмунский В.М. Композиция лирических стихотворений. Пг., 1921;

Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах.Т. III. Таллинн, 1993;

Волкова Е.В. Произведение искусства — предмет эстетического анализа. М., 1976.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 257-258.

Понятие: