Коммуникация (Кузнецов, 2007)

КОММУНИКАЦИЯ - общение, понятие, оформившееся в философии на рубеже XVIII— XIV вв. Появление идеи о мировоззрении, т.е. о том, что каждый человек создает особый образ внешнего мира, а также установление связи между языком и мышлением, осознание того, что в языке осуществляется работа духа по оформлению понятий, позволили интерпретировать процесс восприятия сообщаемых смыслов как сотворчество (см. Диалог).

В XX в. К. становится одной из центральных тем ряда философских направлений («трансцендентальной прагматики» К.О. Апеля, «теории коммуникативного действия» Ю. Хабермаса, феноменолого-герменевтической школы К. Ясперса и М. Хайдеггера, постструктурализма Ф. Лиотара и др.). Два основных вопроса, обсуждаемых в связи с понятием К., таковы: а) возможность К. как таковой и б) требования к коммуникативному поведению.

В феноменолого-герменевтическом направлении утверждается единство базовых смыслов человеческого бытия, чем и объясняется возможность действительного общения. Ясперс различает объектную и экзистенциальную К. Объектная обусловлена общей организацией представлений людей (общие интересы, общая культурная принадлежность и т.д.). Экзистенциальная К. возможна лишь как причастность двух разных индивидуальностей единой сути мира. Осуществление ее переживается как непосредственно подлинное действие.

К.О. Апель и Ю. Хабермас выражают сомнение в необходимости брать общие смыслы бытия в качестве исходной философской посылки и предлагают в анализе человеческого общения исходить либо из идеала свободной К. (Хабермас), либо из «трансцендентального коммуникативного сообщества» (Апель). При свободной К. ни один из участников не подвергается ограничениям со стороны властных структур и нормативных правил (см. Власть). В трансцендентальном коммуникативном сообществе каждый может нормативно правильно обосновать свою позицию, как исходящую из истинного (соответствующего реалиям) видения мира. Реальное сообщество должно действовать, ориентируясь на идеальное сообщество, тогда успех в аргументации и достижение консенсуса будут обеспечены совпадением отношения людей к подлинным смыслам мира, лежащим в основе нормативного поведения.

Наконец, постструктурализм утверждает, что люди пребывают в неведении относительно «универсальности социального». Согласно теории умеренной стратегии, связанной с именем Ф. Лиотара, наступает конец эпохи метанарративов, таких, как дискурс спасения, дискурс освобождения, дискурс прогресса знания и пр., которые  обеспечивали единый коммуникационный код, давая иллюзорную возможность К. без какого-либо отнесения к подлинности. Теперь исходным принципом удачной К. должен быть не консенсус, а расхождение. Высказывания — события, они не поддаются унификации и не позволяют говорить о существовании правил К. Единственный выход для продолжения К. — не создавать метаправил, не дать естественной распре перерасти в тяжбу, в которой предполагается исходная заданная истина.

Еще одной проблемой является проблема коммуникативного поведения. В феномено- лого-герменевтическом направлении она ре-шается на основании герменевтики фактич-ности, основной тезис которой — прояснение себе своего собственного существования является одновременно пониманием других.

Хабермас различает инструментальное и коммуникативное поведение. Первое направлено на реализацию определенного интереса, а не на достижение взаимопонимания и ведет к сознательному или бессознательному обману партнера. Поэтому в данном случае имеет место либо извращенная К., либо (при сознательном обмане) манипулирование. Второе направлено на создание упорядоченной нормативной системы устойчивых межличностных отношений и устойчивой структуры личности, способной к самоосуществлению. Общественная интеграция обеспечивается на путях коммуникативного поведения, которое представляет собой интерсубъективную связь между субъектами, обладающими языковой компетентностью. Требования к коммуникативному поведению таковы: понятность выражения, истинность пропозициональных составных частей, нормативная правильность в перформативном смысле и правдивость говорящего. По Апелю, существует два императива К. Согласно первому, в каждом поступке и его условиях не должно быть моментов, не соответствующих природе человеческого рода. Согласно второму, в реальном коммуникативном сообществе не-обходимо стремиться к воспитанию черт идеального.

Лиотар настаивал на необходимости продолжения всех существующих дискурсов. Совпадения же, умение услышать другого случайны (Р. Барт использует для обозначения этого совпадения понятие «пунктум» — случайная точка, которая вдруг позволяет высвечивать другое как понимаемое).

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 256-257.

Понятие: