Источники права (Кузнецов, 2007)

ИСТОЧНИКИ ПРАВА. В современной науке считается доказанным, что существует три основных И.п.: обычай, юридический прецедент и нормативный акт. Некоторые авторы в качестве самостоятельных И.п. рассматривают договор и религиозные представления. В данном случае такая тонкость не имеет принципиального значения, потому что эти И.п. без какого-либо искажения сути дела могут быть зачислены в обычай.

Под обычаем понимают устойчивую социальную норму, принимаемую социальной группой в рамках определенной традиции. Он определяет коллективную психологию, культовые и обрядовые действия, систему воспитания, регулирует деятельность и поведение людей в обществе и личной жизни. Следование обычаю опирается на систему воспитания, привычку, на наличие устойчивых стереотипов поведения, ограниченных рамками данного обычая. Обычаи выполняли роль социальных норм, способствовали формированию мировоззрения людей, регулировали трудовую деятельность, бытовые и семейные отношения. В их основе часто лежали моральные и религиозные представления, объективировались хозяйственные и военные навыки и знания. Обычаи способствовали нормированию укорененных в обществе правил привычного поведения. На ранних стадиях возникновения социальных норм обычай с помощью культовых и обрядовых действий закреплял и проводил в жизнь мифологические воззрения, принимаемые в данном обществе.

На поздних стадиях первобытнообщинного строя и особенно при переходе к государственной организации нормы первобытных обычаев закреплялись возникающими властными структурами, из привычных неосознаваемых регуляторов поведения превращались в публично осознаваемые нормы права. Властные органы на этом этапе выполняют роль посредника между людьми и всеобщими для них нормами права. Возникает возможность и обозначается тенденция к возникновению аппарата, который был призван профессионально заниматься правотворческой и правоохранительной деятельностью.

Таким образом, первым И.п. является обычай, закрепленный структурами власти, с возникновением государства обычай может закрепляться в законодательных актах. Элементы права имеются уже тогда, когда начинают лишь появляться первые, еще зачаточные институты государства. Обычай, возведенный в ранг нормы права, составляет содержание так называемого обычного права.

С возникновением государства открывается возможность сознательного и планомерного развития социальных отношений в интересах всего общества или его частей. Государство действительно выступало и сейчас часто выступает носителем и выразителем интересов и воли определенных социальных групп. Прогрессивное развитие права в этом отношении идет в направлении обеспечения максимальной свободы каждого члена общества в рамках закона. Возникает законодательство. Важнейшим И.п. в этот период является юридический прецедент, т.е. судебное или административное решение по конкретному делу, которое закрепляется в правовых актах, служащих основой для разбирательства в дальнейшем аналогичных дел и имеющих обязательную правовую силу. Право, возникающее из такого источника, называется прецедентным. В некоторых современных государствах прецедентное право является основным и определяет специфику законода-тельства данных стран. Оно ориентировано на прошлое, охватывает все аналогичные случаи в настоящем, каждый новый случай подлежит специальному разбирательству и оформлению в ранг закона, после чего происходит расширение прецедентной практики.

Третьим И.п. являются новые нормативные акты, создаваемые государством. Этот источник требует активной правотворческой деятельности, способствует теоретическому развитию права, его постоянной корреляции с общественной жизнью. Новые нормативные акты делают законодательство очень подвижным, динамичным. Они позволяют чутко реагировать на изменения, происходящие в социальных отношениях. Такое право получает название статутного или законодательного. Право в этом случае может действительно отражать потребности и интересы общества, быть гарантом их обеспечения, охранения и развития. Общество получает возможность развиваться в сторону правового сообщества гораздо более быстрыми темпами, чем при наличии лишь обычного и прецедентного права.

Наиболее последовательно такой путь развития права был выражен представителями исторической школы. Право возникает независимо от государства первоначально как обычное право. Законодатель лишь фиксирует уже сложившиеся в глубинах народной жизни, в стихии общественного сознания, народного духа социальные нормы, закрепляет их в правовых актах, делает их общеобязательными правовыми нормами. Процессы образования государства, классов и права идут параллельно, достаточно независимо друг от друга, но в то же время, будучи включенными в единую систему отношений в обществе, они тесно взаимодействуют друг с другом. Что было первичным в содержательном смысле и по времени возникновения — государство, классы или право, — сейчас однозначно ответить невозможно. Если под правом понимать неразделимый синтез обычного, прецедентного и законодательного права, то ответ будет одним: такое право имеет место только на уровне развитых цивилизованных государств, при этом обычное и прецедентное право с необходимостью должны считаться этапами исторического возникновения права. Для конкретных стран возможно было различное комбинирование этих составных частей. Так, в частности, в Спарте использовалось обычное право, в Афинах — законодательное право, а римское право представляло собой синтез обычного и законодательного права.

С современной точки зрения право как отрасль знания, как наука имеет двуединую сущность: теоретические и эмпирические уровни. Между ними имеется своеобразное отношение. Невозможно даже говорить о том, какой из них является определяющим, потому что эмпирическое применение, например, в случае прецедентного права может приводить к экстенсивному расширению теории и ее интенсивному углублению за счет толкования впервые вводимых норм.

И наоборот, новые теоретические результаты, вводимые законодательным путем, определяют эмпирическое применение.

Отношение между теоретическим правом и его применением выступает основанием для выделения этапов возникновения права. «Из этих своеобразных отношений, которые существуют между познанием и применением права, следуют взгляды на различение определенных стадий возникновения права. Первая из этих стадий относится к практическому приведению в действие правовых воззрений, как таковая она имеет свой непосредственный источник в нравственных представлениях народа. Вторая соответствует разделению права и обычая вследствие формирования определенных правовых положений, в которых уже становится заметным стремление к теоретическому представлению правовых идей. На третьей стадии, наконец, правовые положения становятся предметом систематического научного ис-следования в отношении к выраженному в них понятию права. Первая из этих стадий является поэтому стадией естественного правового воззрения, на второй происходит кодификация, на третьей — систематизация права» (Wundt. S. 536).

Следует обратить внимание на то, что описанный процесс возникновения права вскрывает его внутренние механизмы и по-казывает историю права изнутри. Становление права до определенного момента не зависит от возникновения государства и классов. Привычная для многих схема исторической, временной и логической последовательности, при помощи которой объясняли возникновение и сущность государства и права, была следующей: избыточный продукт — собственность — классы — государство — право. Эта схема с неизбежностью вела к пониманию права как возведенной в закон воли господствующего класса. Но все дело в том, что рассмотренная схема не имеет всеобщего значения для всех регионов и стран мира, для ряда из них могут быть нарушены временная последовательность и даже исторический статус каждого звена этой схемы. Тем более она не выдерживает логической про-верки. Если считать государство в наиболее широком смысле этого слова системой, предназначенной для обеспечения жизнедеятельности социального организма, то его некоторые функции можно было бы использовать и в бесклассовом обществе, что на самом деле и происходило почти повсеместно. Например, суды и правовая служба в лице вождей и жрецов возникли в бесклассовом обществе, а вершение суда и осуществление правосудия является основной функцией государства. Естественно, что возникающие классы стремились к овладению уже имеющимися властными структурами, к подчинению себе чиновничьего аппарата, к утверждению себя через законодательные акты. Но этот процесс имел вторичный характер, когда уже существовали по крайней мере обычное и прецедентное право.

Литература:

Buelow О. GesetzundRichteramt. 1885;

Wundt W. Logik. Eine Untersuchung der Principien der Erkenntnis und der Methoden wissenschaftlichen Forschung. B. 2. Stutgart, 1895;

Общая теория права. Нижний Новгород, 1993;

Берман Г. Западная традиция права: эпоха формиро-вания. М., 1994;

Гуго Гроций. О праве войны и мира. М., 1994;

Ильин И. А. Соч. В 2-х т. Т. 1. М„ 1993;

Соловьев B.C. Соч. В 2-х т. Т. 1. М., 1988;

Хропанюк В.Н. Теория государства и права. М., 1993.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с. 227-229.

Tags: