Полис

ПОЛИС (греч. «город»). Основная форма политической организации древнегреческого общества. Полис — специфический феномен, характерный только для античности и основополагающий для понимания древнегреческой цивилизации. Вызывает сложности уже определение понятия «полис». Традиционное определение «город-государство» по ряду причин не может быть вполне удовлетворительным (полис не всегда имел один городской центр и не всегда являлся государством). Более строгим может считаться определение полиса как гражданской общины античного типа. Главным для полиса является не наличие территории (в исключительных случаях полис мог существовать и совсем без территории), а наличие коллектива граждан. Понятия гражданства, участия в управлении, воинской обязанности и земельной собственности в полисе были неразрывно связаны. Полисная государственность не предусматривала особых органов власти, оторванных от народа. Высшую власть в полисе (реально или хотя бы номинально) осуществлял сам гражданский коллектив в форме народного собрания. Граждане были противопоставлены прочему населению, жившему на территории полиса, но не входившему в состав гражданской общины (метекам, рабам и т. п.). Граждан запрещено было порабощать, они считались равноправными и должны были участвовать в полисном ополчении. При таких условиях греческие полисы могли быть лишь очень небольшими по размерам территории и населения. Средний полис имел территорию, не превышающую 100-200 км2, и население 5-10 тысяч человек (порой обе характеристики были еще меньше). Полисы-гиганты, как Спарта или Афины, всегда оставались исключением. Чаще всего полис включал в себя городской центр и его сельскую округу (хору). Город был центром полиса: там находились основные общественные здания, храмы, функционировали органы полисного управления и проживало до половины (иногда и более) всего населения полиса. Однако основой полисной экономики практически всегда было сельское хозяйство. Основным принципом хозяйственной жизни полиса являлась автаркия. В политической жизни греческих полисов впервые в мировой истории сформировалось стабильное республиканское устройство, в теории — с абсолютным политическим участием для граждан. На практике в различных полисах на разных этапах их истории степень реального участия рядового гражданского населения {демоса) в общественной жизни была неодинаковой. В связи с этим выделяют несколько типов полисов. В полисах, развивавшихся медленными темпами, с решительным преобладанием сельского хозяйства в экономике, по большей части консервировалось аристократическое или олигархическое устройство. В более динамичных полисах со значительной ролью торгово-ремесленных структур возникала тенденция к складыванию демократии (наиболее яркий пример — Афины). Однако обязательной взаимосвязи экономического и политического факторов не было. Так, Коринф — один из наиболее развитых торгово-ремесленных полисов — в течение почти всей своей истории управлялся олигархией. Полисы начали складываться в Греции с начала I тысячелетия до н. э., в специфических условиях, возникших после гибели микенской цивилизации. Полисы формировались на основе сельских общин, зачастую в результате их слияния путем синойкизма. В течение архаического периода греческой истории (VIII—VI века до н. э.) полис стал безусловно преобладающей формой политической организации греков. В это же время произошло значительное увеличение количества полисов в процессе Великой греческой колонизации: вновь возникавшие греческие поселения практически всегда сразу конституировались как полисы. В V веке до н. э., в ходе Греко-персидских войн, полисная организация греков показала свое превосходство над громоздкой государственной машиной Персии. Пережив в этом столетии высший расцвет, система полисов вступила в IV веке до н. э., после Пелопоннесской войны, в полосу кризиса. Кризис классического греческого полиса, в чистом виде изжившего себя и требовавшего перехода к качественно новому типу государственного объединения, был явлением, имевшим и внутренние, и внешние аспекты (распад гражданского коллектива, обострение противоречий между отдельными слоями населения, нарастание индифферентизма в политической жизни, вытеснение в войске гражданского ополчения наемниками, практически непрекращающиеся межполисные войны, бесплодная и изнурительная борьба крупнейших полисов за гегемонию в Греции), и стал одной из предпосылок эллинизма. В эллинистический период независимые полисы были в большинстве своем поглощены или поставлены под контроль «мировыми империями» поздней античности (эллинистическими монархиями, затем Римом). Однако полисный образ жизни, полисные структуры, полисная система ценностей оказались неискоренимы в греческом мире вплоть до конца античности, несмотря на утрату политической свободы. Так, эллинистические правители, основывая поселения греков на своих землях, чаще всего придавали им статус полисов. В древнегреческой политической мысли, как и в практической жизни, категория полиса была ключевой. Так, крупнейший политический теоретик античности Аристотель считал полис наиболее совершенной формой объединения людей, признаком превосходства греков над «варварами».

И. С.

Цитируется по изд.: Суриков И.Е., Ленская В.С., Соломатина Е.И., Тараушвили Л.И. История и культура Древней Греции. Энциклопедический словарь. М., 2009, с. 542-543.

Понятие: