Бхагават

БХАГАВАТ - первоначально, в Ведах, — эпитет, синонимичный слову «бхага» в значении «Владеющий долей», «Способный одарить долей», что в контексте прошений, обращаемых к божеству, имело смысл «щедрый», «милостивый». Постепенно превращается в постоянный эпитет главным образом таких богов, которые мыслились ведающими личной судьбой человека (Бхага, Дхатар). С первых шагов индуизма становится эпитетом его великих богов: Вишну и Шивы (например, Швет. уп. III. 11: «бхагават... Шива»), но только в вишнуизме приобретает характер одного из основных имен верховного бога (см. Бхагаватизм); в переводах основных религиозно-философских текстов индуизма передается обычно как «Господь» (например, «Бхагавадгита» — «Песнь Господа»). Пара терминов — «бхагават» и «бхакта» — первоначально означала, по-видимому, личного бога, посылающего человеку его судьбу, и самого этого человека как «наделенного (судьбой)», реципиента судьбы. Со временем контекстуальное осмысление этих терминов резко изменилось: «бхакта» стало обозначать адепта, исполненного самозабвенной любви к богу, а «бхагават» — самого бога, являющегося объектом этой любви.

Я. Васильков

Цитируется по изд.: Индуизм. Джайнизм. Сикхизм: Словарь. — М.: Республика. М. Ф. Альбедиль, А. М. Дубянский. 1996, с. 91.

Понятие: