Идеология (Косиков, 2009)

В статье-предисловии к книге Ролана Барта «S/Z» Г.В. Косиков реконструирует понятие «идеология», но как бы не от своего имени, а от лица Ролана Барта: как тот понимает эту категорию, которую в советские годы просто-таки изнасиловали чрезмерной эксплуатацией. Вездесущая идеология знакома каждому, кто в сознательном возрасте жил в ту эпоху. От детского сада до кладбища идеология неотвязно сопровождала гражданина советской страны.

Но причем тут Ролан Барт, который и умер-то в 1980 году, когда у нас нерушимо зияли высоты коммунистической идеологии? Оказывается, при том: описание понятия «идеология» Р. Бартом (здесь в переложении Г.В. Косикова) дает нам ключик к пониманию сути и слабых мест всех тех «путеводных звезд», за которыми мы брели долгие годы. Ну, и конечно, ключик этот отпирает и нынешнюю идеологию, которая, как широко известно, действующей конституцией вроде как запрещена, что не мешает ей стремиться к тому, чтобы еще раз повторить советский «подвиг Геракла». Именно поэтому мы предлагаем читателю познакомиться с бардоской интерпретацией этого понятия:

«Идеология — «ложное» (не «лживое»!) сознание; это не способ сознательного обмана, а способ бессознательного самообмана. Функция идеологии состоит в том, чтобы незаметно, а стало быть, безболезненно, подменить в сознании человека подлинные, но «неприглядные» мотивы его поведения иллюзорными, но зато нравственно приемлемыми для него мотивировками. Вот почему идеология представляет собою такую «картину мира» (способ его «изображения»), которая «истолковывает» действительность не с целью ее объективного познания, а с целью сублимирующего оправдания тех или иных групповых интересов. Идеология — это коллективно вырабатываемая ценностно-смысловая сетка, помещенная между индивидом и миром и опосредующая его отношение к этому миру *.

Что касается Барта, то во всех его работах подчеркиваются следующие аспекты идеологии:

— ее принципиальная неполнота: именно потому, что идеология выражает интересы отдельной группы, ни одно идеологическое «изображение» мира не в состоянии его исчерпать, дать его до конца связный и целостный образ; идеология «частична» по определению и уже в силу этого ущербна;

— ее «империализм» и претензия на универсальность: парадокс в том и состоит, что идеология не способна признать собственную «частичность», но стремится к глобальной трактовке и охвату действительности и потому не терпит соперничества; отсюда

ее агрессивность: идеологии, на которые разделен культурный мир, находятся в состоянии непрекращающегося противоборства, причем речь идет вовсе не о платоновской борьбе за истинное «знание » против превратных «мнений», но о ницшеанской войне между различными «мнениями»-идеологиями за господство: отношения, связывающие все множество идеологических систем, — это «отношения силы»;

— ее принудительный характер: идеология стремится подавить личностное сознание и отчуждает ответственность индивида;

— ее «натурализующая» функция: ни одна идеология не признает себя в качестве таковой, т. е. в качестве продукта культуры, обусловленного обществом и его историей; напротив, любая из них воспринимает себя как явление «природы», т.е. как нечто «естественное», «само собой разумеющееся»;

— ее стереотипность: идеология пытается упразднить всякое непосредственное видение мира, его творческое «открытие» в актах индивидуального опыта, предлагая взамен рутинное «узнавание» готового клише, топосов, набором которых одна идеология как раз и отличается от другой;

— ее иммобилизм: идеология стремится к созданию «устойчивого», раз и навсегда данного образа мира, вырабатывая для этого Нормы, Правила и Схемы, под которые подгоняется подвижная, бесконечно изменчивая Жизнь.

Новаторство Барта заключается, однако, не в самом по себе факте выделения всех указанных черт, а в том, что он дал им семиологическую трактовку, а именно: попытался рассмотреть идеологию как особое знаковое образование. Барт связал идеологию с феноменом коннотации…»

Цитируется по изд.: Барт Р. S / Z / Пер. с фр. Г.К. Косикова и В.П. Мурат; Под ред. Г.К. Косикова. – 3-е изд., М., 2009, с. 9-10.

Примечания

*. Из новейших работ по идеологии см., в частности: Les ideologies. Sous la direction de F. Chatelet, G. Mairet. Verviers, Marabout, 1981; Гальцева P., Роднянская И. Summa ideoiogiae// Формирование идеологии и социальная практика. М.: ИНИОН, 1987.

Понятие: