Байшандихуй

Зачинателем тайпинского движения был сельский учитель Хун Сюцюань (1814—1864) — выходец из крестьян, испытавший на себе все тяготы их жизни. Стремясь занять более высокое и обеспеченное положение в обществе, стать шэныни, он трижды пытался сдать экзамен на степень сюцая, дававшую право на замещение чиновничьей должности, но каждый раз терпел неудачу. Во время одной из поездок в Гуанчжоу для сдачи экзаменов он встретился с иностранными миссионерами и в общих

[133]

чертах познакомился с христианской религией, которая произвела на него большое впечатление некоторыми положениями о равенстве всех людей. Хун Сю-цюань все чаще задумывался о несправедливости существующего строя. В конце концов он твердо решил посвятить свою жизнь делу борьбы против власти маньчжуров, за создание более справедливого общественного строя.

Для подготовки народного восстания Хун Сю-цюань решил основать легальную религиозную организацию христианского толка — «Общество поклонения богу» («Байшандихуй») с крепкой дисциплиной. В июне — июле 1843 года ему удалось убедить некоторых своих родственников и близких знакомых принять христианство. Так было положено начало созданию «Байшандихуй». Среди первых последователей Хун Сю-цюаня были его двоюродный брат Хун Жэнь-гань и близкий друг Фын Юнь-шань, тоже сельский учитель, человек большого ума и неукротимой энергии. Хун Сю-цюань сразу же посвятил Фын Юнь-шаня в свои планы, и он стал его надежным сподвижником, замечательным пропагандистом и организатором тайпинского движения. Они развили энергичную пропагандистскую деятельность сначала в родном уезде Хуасянь и в окрестных районах Гуандуна, а затем в Гуанси. В сентябре 1844 года Фын Юнь-шань на[1]правился в уезд Гуйпин (Гуанси).

В ноябре того же года Хун Сю-цюань возвратился домой, в уезд Хуасянь. После первой поездки Хун Сю-цюань более двух лет провел дома. Он возвратился к учительству и одновременно занялся разработкой идейных основ созданной им организации. В 1845—1846 годы он написал ряд сочинений, которые излагали его учение. В них по существу проповедовалась в несколько завуалированной форме идея о необходимости устранения господства маньчжурских феодалов, которое в глазах народа олицетворяло всю несправедливость существующих феодальных порядков, и создания нового, справедливого общественного строя на основе древнекитайских утопий: «Датун» («Великое Единение») и «Тайпин» («Великое благоденствие или Великий Мир»). Хун Сю-цюань изложил также религиозный и моральный кодекс, необходимый для достижения поставленных целей. Этот кодекс включил постоянное почитание христианского бога, борьбу с «ересью», т. е. с широко распространенными в Китае буддийской и даосской религиями, уничтожение изображений буддийских и даосских божеств как «идолов», осуждение и предупреждение распутства, сыновней непочтительности, убийств, воровства, грабежей, азартных игр, пьянства, курения опиума, гадания и т. д. Восставая против обожествления Конфуция и требуя уничтожения его изображений, Хун Сю-цюань в то же время ссылался в своих произведениях на Конфуция как на величайший авторитет, пользовался такими конфуцианскими понятиями, как «закон Неба», и даже включил в догматы своей религиозной организации чисто конфуцианскую идею сыновней почтительности.

Тем временем Фын Юнь-шань развернул энергичную пропагандистскую и организаторскую деятельность в Гуанси. Он обосновался в горном районе Цзысиншань уезда Гуйпин и, работая там то выжигальщиком угля, то рудокопом, то домашним учителем, завел широкие знакомства среди местного населения. Ему удалось к августу 1847 года создать в этом и соседних районах филиалы организации «Байшандихуй», включавшие свыше 2 тысяч человек. Поначалу в общество вступал главным образом обездоленный люд, привлекаемый идеями равенства и социальной справедливости, — деревенская беднота, рудокопы, выжигальщики угля и другие, затем пришли и некоторые анти-маньчжурски настроенные зажиточные крестьяне и даже отдельные мелкие помещики.

[134]

В августе 1847 года в Цзысиншань к Фын Юнь-шаню прибыл Хун Сю-цюань. Вдвоем они развернули кипучую деятельность по укреплению «Байшандихуй» и расширению его рядов. К концу года отделения общества существовали не только в Гуйпине, но и в некоторых других уездах Гуанси.

К концу 1847 года определился и руководящий костяк «Байшандихуй». Помимо Хун Сю-цюаня, идейного вождя и наставника, и Фын Юнь-шаня, ведавшего всеми практическими делами этой организации, в него входили люди, сыгравшие важную роль в тайпинском восстании: разорившиеся крестьяне Ян Сю-цин и Сяо Чао-гуй, рудокоп Цинь Жи-ган, мелкий помещик Вэй Чан-хуй и Ши Да-кай (выходец из зажиточных крестьян). Отдельные мелкие помещики, примкнувшие к организации по различным соображениям, не определяли ее лицо. Она оставалась крестьянской по своему характеру.

Активные выступления руководителей «Байшандихуй» против традиционных религий, составлявших одну из важнейших идеологических опор существующего порядка, не могли не встревожить местных помещиков. По их настоянию Фын Юнь-шань в январе 1848 года был арестован гуйпинскими властями и заключен в местную тюрьму. Арест Фын Юнь-шаня, который фактически руководил всеми делами и к тому же хорошо знал местные условия, отрицательно отразился на деятельности общества. Добиваясь скорейшего освобождения Фын Юнь-шаня, Хун Сю-цюань в апреле 1848 года направился в Гуанчжоу с прошением наместнику Гуандуна и Гуанси. С отъездом Хун Сю-цюаня дела общества пошли еще хуже, среди части его членов возникли сомнения, колебания и распри, подогреваемые местными помещиками и представителями властей. Однако этот кризис был преодолен благодаря находчивости энергичного и хитрого Ян Сю-цина. Воспользовавшись популярным в старом Китае поверьем о вселении добрых и злых духов в людей, он симулировал заболевание глухотой и немотой, а затем объявил, что в него вселился дух христианского бога, вещающий свою волю его устами. Несколько позднее его примеру последовал другой руководитель общества, Сяо Чао-гуй, провозгласивший себя воплощением духа Иисуса Христа и провозвестником его воли. Эти незамысловатые «чудеса» произвели огромное впечатление на местных последователей Хун Сю-цюаня, способствовали их сплочению и вызвали новый массовый прилив населения в «Байшандихуй». Одновременно это подняло авторитет и влияние Ян Сю-цина и Сяо Чао-гуя.

В октябре 1848 года стараниями Ян Сю-цина и Сяо Чао-гуя удалось добиться освобождения Фын Юнь-шаня из тюрьмы путем подкупа гуйпинского уездного начальника на средства, пожертвованные выжигальщиками угля. Высланный в родную деревню как человек без определенных занятий, Фын Юнь-шань встретился там с Хун Сю-цюанем, который вернулся из Гуанчжоу. Детально обсудив положение, они в июле 1849 года возвратились в Цзысиншань — основную базу деятельности созданной ими организации. Во избежание смут и раздоров в обществе им пришлось своим авторитетом узаконить «чудеса», случившиеся во время их отсутствия с Ян Сю-цином и его приятелем Сяо Чао-гуем.

К момерту возвращения Хун Сю-цюаня и Фын Юнь-шаня в Цзысиншань обстановка в Гуанси сильно накалилась. В связи с постигшим многие районы этой провинции голодом, который до крайности ухудшил и без того бедственное положение крестьянских масс, в гуансийской деревне созревали бунтарские настроения. Деятельность общества «Байшандихуй» особенно в районе Цзысиншаня приобретала все более оппозиционную властям окраску. На почве защиты интересов своих членов —

[135]

главным образом деревенской бедноты — участились столкновения членов организаций «Байшандихуй» с помещичьими отрядами сельской милиции— вооруженной опорой цинских властей.

Учитывая все это, а также тот факт, что «Байшандихуй» уже превратилось в массовую организацию, пустившую глубокие корни во многих уездах Гуанси и Гуандуна, Хун Сю-цюань и другие руководители этого общества вели подготовку вооруженного восстания. Усилилась соответствующая агитация и пропаганда среди рядовых членов общества» отряды срочно обучались военному делу. В некоторых молельнях и часовнях производился инструктаж этих отрядов. Вэй Чан-хуй в своей усадьбе в селе Цзиньтянь устроил кузницу, в которой по ночам ковалось оружие — мечи и пики, а днем для маскировки выделывался несложный сельскохозяйственный инвентарь. Подобные же кузницы и мастерские появились и в ряде других мест. Оружие тайно увозилось в горы.

[136]

Цитируется по изд.: Новая история Китая. Отв. ред. С.Л. Тихвинский. М., 1972, с. 133-136.

Понятие: