«Новый курс» (Козенко, Севостьянов, 1994)

Первым делом Рузвельт созвал чрезвычайную сессию Конгресса, которая длилась ровно 100 дней - с 9 марта по 16 июня 1933 года. За это время она приняла столько законов, сколько обычно принималось за два года работы. Но главная особенность заключалась в характере нового законодательства. Время было напряженное. Истощив фонды, многие банки закрывались, отказываясь от выплат вкладчикам. Даже в Вашингтоне нельзя было получить деньги по чеку. Первым приказом президента были закрыты на 4 дня все банки страны. Конгресс принял за 4 дня закон о чрезвычайной помощи банкам, тут же подписанный президентом. Он предусматривал проверку банков на их надежность. «Здоровые банки» получали деньги от Федеральной резервной системы, а ненадежным в этой помощи было отказано. Сразу же исчезло 2 тысячи слабых банков. Остальные открылись, и возобновили работу. Одновременно был отменен золотой стандарт и проведена девальвация доллара. Он подешевел. Это облегчило фермерам и другим предпринимателям выплату долгов и увеличило конкурентоспособность на мировом рынке сразу подешевевших американских товаров. Была создана корпорация по защите вкладчиков банков - они получили государственную гарантию своих вкладов. Это тоже означало расходы. Началась инфляция, но она была умеренной платой за оздоровление финансов, ведь в широких народных массах требовали национализации провалившейся - во время кризиса банковской системы. Затем президент и Конгресс взялись за решение проблемы безработицы. Законом был создан Гражданский корпус консервации (по начальным буквам английского алфавита - ССС). Все одинокие неработающие мужчины от 17 до 25 лет должны были трудиться в ССС. Они жили в палатках, работая под присмотром офицеров армии, проходя тут же начальную военную подготовку. Им платили 30 дол. в день, из которых 22 тут же отсылались родным. Они в основном были заняты строительством дорог, лесонасаждениями, разбивкой парков и т.п. Эти работы не имели первостепенной важности, но они дали возможность занять (до 1941 года) более 3 млн. человек, выведя из городов легко возбудимых и недовольных жизнью молодых людей. Кроме ССС, была организована Администрация гражданских работ (СВА), которая в течение двух месяцев предоставила работу 4 млн. человек. Министерство внутренних дел руководило еще одной организацией - Администрацией общественных работ (ПВА). Она получила 4 млрд. дол. на 34 тыс. проектов, над которыми трудились около 3 млн. человек. Строились дороги, мосты, аэродромы, гавани и т.п. В 1935 году была создана Администрация работ по развитию (ВПА) под руководством Г. Гопкинса, который контролировал фактически все общественные работы. До 1941 года ВПА сумела занять 8 млн. человек, в том числе многочисленных представителей творческой интеллигенции. На упреки, что он кормит бездельников, Гопкинс отвечал: «Голод не тема для дискуссий». ВПА потратила 5 млрд. дол. на строительство 600 аэродромов, 650 тыс. миль дорог, 110 тыс. школ, больниц, библиотек и прочих сооружений. Творческая интеллигенция получила работу по росписи государственных зданий, во вновь созданных оркестрах, театрах и т. п.

К числу мер по борьбе с безработицей относился закон о создании Управления долины Теннесси (ТВА), принятый в 1933 году. Он предусматривал строительство ряда плотин и гидроэлектростанций на территории семи южных штатов. К недовольству местных энергетических компаний регион получил средства борьбы с наводнениями и дешевую электроэнергию. Возрос его экономический потенциал, и были заняты многие безработные. Наконец, Конгресс принял закон о Федеральной администрации экстренной помощи (ФЕРА), по которому отпускалось 500 млн. дол. на организацию общественных работ местными властями и помощь продовольствием, одеждой одиноким старикам, больным и инвалидам.

В 1933 году и позже были приняты законы о других видах помощи. В частности, созданы органы по защите мелких домовладельцев, по электрификации ферм, государственному строительству жилья и др. Все они означали косвенное вмешательство государства в социально-экономические отношения, а частично - и прямое, создавая в ряде случаев открытый вызов частному бизнесу. Одновременно эти виды бизнеса, особенно тресты и крупные банки, получали от государства огромные средства на активизацию своей деятельности. Это потребовало больших денежных затрат, и Конгресс под энергичным нажимом президента отошел от давней традиции демократов не увеличивать, а сокращать государственные расходы. Естественно, поднимать налоги и пошлины, чтобы получить эти средства, в условиях кризиса было невозможно, и тогда, следуя примеру Европы, правительство сознательно пошло на увеличение государственного долга. В 1932 году он составлял 18, 7 млрд. долларов, а в 1938 году - уже 34 млрд.

Мероприятия “ Нового курса” потребовали увеличения государственного аппарата, и его численность к концу 30-х годов удвоилась.

Цитируется по изд.: Козенко Б.Д., Севостьянов Г.Н. История США. Учебное пособие. Самара, 1994, с. 224-226.