Капыкулу

Первоначально высшая администрация [Османского] государства формировалась из мусульманского духовенства - улемов, но уже в XV веке, а особенно в XVI веке складывается особый слой османского общества - воины и чиновники капыкулу (буквально - рабы августейшего порога), не связанные на первых порах с феодализирующимся османским обществом. Многие из них происходили из военнопленных, принявших ислам. Позже капыкулу стали рекрутироваться путем девширме - принудительного набора детей христиан, проживавших в землях Османского государства. Система девширме окончательно сложилась к XVI веку. Набранных мальчиков отрывали от родителей, обращали в ислам, отдавали в турецкие семьи для обучения «турецкому языку и рабскому служению». Через несколько лет их помещали в специальную школу при дворце, где они подготавливались к военной или гражданской службе; из них формировались армейские части, состоявшие на жалованье у султана, среди которых особенно были известны пехотные войска - янычары. Из этой же категории лиц выходили и многие чиновники государственного управления вплоть до великих везиров. Существование такого своеобразного института в Османской империи в условиях уже сложившихся феодальных отношений и интенсивно шедшей феодализации собственно османского господствующего класса способствовало усилению деспотических начал в государственной структуре, порождало конфликты внутри османского господствующего класса, тормозило его превращение в подлинно феодальный класс.

Использование капыкулу позволило султанам противопоставить, их наряду с сипахи-тимариотами тюркским беям-завоевателям, действовавшим на Балканах в XIV - первой половине XV века и соперничавшим с самими османскими султанами. Ко второй половине XV века политическая самостоятельность беев была сломлена, но многие старые феодальные роды, ведущие родословную от этих беев-завоевателей, сохранили привилегированные позиции, действуя через своих ставленников капыкулу, воспитанных в их семьях, а затем выдвинутых ими на высшие государственные должности. Чрезвычайное распространение получила практика назначения на должность великих везиров многочисленных султанских зятьев-дамадов, происходивших из капыкулу. При всей своей жестокости система девширме служила все-таки для некоторой части нетурецких подданных империи специфическим путем проникновения в высшую османскую бюрократию. Например, выходец из капыкулу знаменитый великий везир второй половины XVI века, султанский дамад Мехмед Соколлу происходил из известного сербского рода Соколовичей. Процветанию этого рода в XVI-XVII веках, несомненно, способствовало то, что его представитель находился в высших слоях султанского окружения.

Верхушка капыкулу, получая хассы и арпальши, приобщалась к феодальной эксплуатации крестьянства. Хотя связь их с землей и крестьянством была менее прочной, чем у сипахи, доходы со значительных по размерам пожалований намного превышали сипахийские. В течение XVI века нарастало соперничество между чиновниками-капыкулу и сипахи-тимариотами. Обострению этого соперничества способствовало то, что практика использования капыкулу полностью закрывала для сипахи пути в аппарат центрального управления, а также усилившаяся претензия чиновничества на часть земельного фонда, ранее предназначаемую для раздачи воинам-сипахи.

Цитируется по изд.: История Европы в восьми томах. С древнейших времен до наших дней. Том третий.  От средневековья в новому времен (конец XV – первая половина XVII в.). М., 1993, с. 144.

 

 

Понятие: