Вопрос о концессиях на Севере (1959)
Победа советского народа в борьбе против сил Антанты и успехи восстановления народного хозяйства укрепили международное положение молодой Советской республики. Но когда в начале 1920 года страны Антанты объявили о снятии экономической блокады, этот акт до известной степени еще оставался клочком бумаги, так как империалисты продолжали саботировать восстановление деловых связей с Советской Россией. Об этом свидетельствует, в частности, провал лондонских переговорен о Карской товарообменной экспедиции 1920 года. Но обстоятельства оказались сильнее заправил капиталистического мира.
В 1920—1921 годы в Западной Европе и Америке грянул экономический кризис, который развертывался на фоне общего кризиса капиталистической системы и глубоко поразил ведущие отрасли ее промышленности. В условиях кризиса со стороны мирового капиталистического рынка усилились стремления установить более широкие экономические связи с Советской Россией. Это и привело к тому, что весной 1921 года наметился определенный поворот в политике зарубежных стран. Наша страна не могла не воспользоваться реальной возможностью восстановления с заграницей торговых и кредитных отношений. Советское правительство исходило при этом из ленинского учения о длительности периода сосуществования двух противоположных систем. Ставился, вопрос о допуске иностранного капитала в некоторые отрасли народного хозяйства, находящегося в руках пролетарского государства, путем передачи их в концессию или привлечения иностранного капитала через смешанные акционерные общества. Вопрос этот коснулся и проблем Севера.
Центральный Комитет партии считал возможным начать переговоры «с капиталистами о заключении концессионных договоров, имея в виду, во-первых, политическую цель: «отвлечение империалистических сил от нас», а, во-вторых, экономическую цель: концессии должны были способствовать развитию тех отраслей промышленности, которые не могли быть «в ближайшее время обслужены собственными силами Советской республики» 1.
Со своей стороны, завязывая экономические связи с Советской республикой и рассчитывая на ее слабость, капиталисты надеялись обойти законы советского государства и путем хищнической эксплуатации природных ресурсов получить огромные прибыли. Рассчитывая внедриться в советскую экономику, они думали превратить нашу страну в свою колонию.
Следует сказать, что буржуазная пропаганда упорно утверждала, что Советская власть сможет приступить к разработке богатств Севера, Сибири и Дальнего Востока не раньше, чем через 50—100 лет, и что вообще сделать это немыслимо без привлечения иностранного капитала. Реакционные борзописцы ссылались на печальный опыт старой России, когда при попустительстве царского правительства иностранный капитал фактически уже прибрал к своим рукам и Карский морской путь, и важные позиции в промышленности Сибири и Дальнего Востока.
Рассматривая вопрос о возможных концессиях, советское правительство отдавало себе ясный отчет, что это создаст многие труд-
____
1. КПСС в резолюциях.., ч. I, стр. 566.
[107]
ности, но все же шло на это, так как при сохранении незыблемых принципов монополии, внешней торговли привлечение иностранного капитала могло быть использовано Советским государством как одно из средств, быстрейшего подъема производительных сил Севера.
Еще летом 1918 года со стороны уполномоченных норвежского банка братьев Ганновег, художника А. А. Борисова и профессора В. М. Воблаго поступило предложение соорудить на концессионных началах северную железную дорогу по линии: река Обь — Котлас — Сорока — Мурманск, проект которой получил название Великого северного пути. Концессионеры просили предоставить им исключительное право на эксплуатацию лесных массивов в бассейнах рек Оби и Печоры, площадью до 8 миллионов десятин 1.
Проект Великого северного пути обсуждался в высших инстанциях, в частности, в подкомиссиях и комиссиях ВСНХ. Особое внимание обращалось на то, что трасса нового железнодорожного пути должна была пройти от Мурманского побережья до Оби, разрезая основные лесные массивы Европейского Севера и Сибири. После обсуждения и утверждения в ВСНХ вопрос о концессии был внесен Г. И. Ломовым и Л. Б. Красиным в СНК для обсуждения как принципиальной допустимости концессии, так и практической ее необходимости для развития производительных сил РСФСР.
Проект постановления СНК по этому вопросу был написан В. И. Лениным. Он гласил:
«1. СНК признает направление дороги в общий план ее [правильным] приемлемым;
2. Признает концессии предст[авите]лям ин[остранно]го капитала вообще, с принципиальной точки зрения, допустимыми в интересах развития производительных] сил;
3. Данную концессию признает желательной и осуществление ее практически [необходимой] необходимым;
4. Для ускорения практического и окончательного решения предложить инициаторам представить доказательства их ссылок на их связи с солидными капиталистическими фирмами, способными выполнить дело и подвезти материалы;
5. Поручить особой комиссии в 2-недельный срок [выяснить] представить окончательно [такие-то условия] проект договора;
6. В 2-нед[ельный] срок поручить воен[ному] к[омисса]риату дать заключение с стратегической] и военной точек зрения» 2.
Составленный им проект В. И. Ленин направил Ломову и Красину со следующей припиской: «С точки зрения купцовской (и дипломатической), что Вы думаете о такой резолюции» 3.
4 февраля 1919 года проект был утвержден на заседании СНК.
Договор на эту концессию не был заключен, так как банк Ганновега оказался несостоятельным соискателем 4. По окончании гражданской войны в 1921 году норвежский банк возобновил свои предложения. Вопрос о концессии на Великий северный путь вновь обсуждался Совнаркомом. В условиях изменившейся международной обстановки и укрепления Советской республики нужда в железнодорожной концессии на Севере отпала. СНК не согласился с предложением норвежского банка.
_____
1 «Народное хозяйство», изд. ВСНХ, 1919, № 3. Здесь обзор обсуждений проекта Великого северного пути; см. также «Народное хозяйство» за 1919 г., №№19—22, 26.
2. Ленинский сборник, т. XXIV. стр. 53. Приведен окончательный текст проекта.
3. Там же.
4. «Новый путь». Орган ВСНХ Северного района. 1919, №9; С. Славин. Социалистическое освоение Севера во втором пятилетки. «Советский Север», 1932, № 5, стр. 27.
[108]
Однако вопрос о сооружении Великого северного пути на этом не был исчерпан. Как увидим ниже, в 1928—1931 годы его выдвинули те же лица, рассчитывая противопоставить северный железнодорожный путь Северному морскому пути.
Почти одновременно возобновил свои предложения советскому правительству Иоанес Лид. На этот раз он действовал от имени возглавляемой им компании «Синдикат коммерсантов и промышленников». В 1922 году Лид начал переговоры по этому вопросу с Народным Комиссариатом Внешней торговли и 4 апреля следующего года представил «меморандум», в котором изложил свои предложения о развитии Северного морского пути 1. Предложение Лида о создании смешанной компании по эксплуатации Карского морского пути, где доминировал бы американский капитал, было отвергнуто, так как принятие этого предложения шло вразрез с принципами государственной монополии на внешнюю торговлю. В 1926 году И. Лид снова обратился с предложением об организации акционерного общества по эксплуатации Карского морского пути, которое также было отклонено 2.
Своеобразные взгляды относительно Северного морского пути высказывали представители русской белогвардейской эмиграции, осевшей в Лондоне и тесно связанной с капиталистическими фирмами Англии и Америки. В 1920 г. небезызвестный П. Г. Кушаков, участник экспедиции Г. Я. Седова, составил в Лондоне «меморандум» по вопросу о развитии Северного морского пути, в котором ратовал за создание международного акционерного общества с широким привлечением иностранного капитала. По замыслу П. Г. Кушакова, иностранных капиталистов следовало допустить не только к эксплуатации морского пути, но и к разработке естественных богатств Севера 3. Этот «меморандум» поддержала тесно связанная с английским капиталом лондонская контора «Закупсбыт Лимитед». В качестве предварительного условия она настаивала на объявлении порто-франко в Усть-Порту, Дудинке, Обдорске, Находке, Строгановской пристани и Усть-Цильме. Акционерной компании, по мнению «Закупсбыта Лимитед», следовало предоставить право постройки и эксплуатации всякого рода промышленных предприятий для разработки естественных богатств: лесов, угольных и нефтяных месторождений и др. В 1924 году «Закупсбыт Лимитед» уже от своего имени выдвинул проект создания международной компании. Представитель его лондонской конторы К. И. Морозов заявлял, что русские «своими силами смогут взяться за это дело (оборудование Северного морского пути — М. Б.) не раньше, чем через 50 лет» 4.
Предложения относительно Карского морского пути выдвигал Б. А. Вилькицкий. Так же, как П. Г. Кушаков и К. И. Морозов, он считал необходимым привлечь к участию в карском деле иностранный капитал, но при условии передачи руководства Наркомвнешторгу и учреждения единой организации с отделениями в Архангельске, Сибири и за границей. Б. А. Вилькицкий возражал против постройки портов на побережье Карского моря и стоял за всемерное упрощение операций по перегрузке товаров. По его мнению, грузы следовало перевозить по морю и сибирским рекам на специально приспособленных железных баржах, обмениваемых при встрече морских и речных судов. Хотя эти предложения и выглядели на первый взгляд просоветскими, но по сути дела означали отказ от государственной монополии внешней торговли, от индуст-
_____
1. ЦА ММФ, ф. КСМП, on. 1, д. 311, 1928, л. 161.
2. Там же, л. 168
3. Архив МВТ СССР, ф. Торгпредство СССР в Англии, оп. 4. д. 60. 1924.
4. Там же. л. 140.
[109]
риального строительства на Севере, грозили превратить Сибирь в сырьевой придаток капиталистического рынка.
Иностранные и белогвардейские прожектеры не учитывали одного важного обстоятельства: социалистический строй открыл перед Севером грандиозные перспективы промышленного развития. Эти перспективы будили смелую творческую инициативу, рождали великую энергию для преодоления тех трудностей, которые возникали на пути социалистического освоения северных окраин России. Прошло немного времени, и, накопив силы и средства. Советская Россия приступила к широким работам на Севере. Она осуществила эти работы собственными материальными и людскими ресурсами без привлечения иностранцев.
[110]
Цитируется по изд.: История открытия и освоения Северного Морского Пути. Том третий. Л., 1959, с. 107-110.