Осирис в мифах
«Сказание о Хоре и Сете»— произведение скорее литературное, чем мифологическое, повествующее (порой не без иронии) о борьбе Хора с Сетом. В другом литературном произведении — «Сказке о Правде и Кривде»— аллегорически изображен почерпнутый из мифа об Осирисе мотив вражды двух братьев. Постепенно главные и второстепенные мотивы мифа обрастают множеством дополнительных сюжетов, что было обусловлено широким распространением культа Осириса в Египте. Глубоко человечный и понятный каждому образ доброго царя, вероломно погубленного злым и коварным братом, которому отомстил любящий сын убитого, а также трогательная история несчастной жены и матери Исиды несомненно послужили возрастанию популярности этих богов. Этому способствовало также и то, что благому правителю Осирису поклонялись как царю природы, богу плодородия. Осирис мыслился, кроме того, владыкой загробного мира, и считалось, что каждый египтянин после смерти попадал в его царство.
Наиболее цельное изложение мифа об Осирисе сохранилось в трактате греческого писателя Плутарха из Херонеи (ок. 46 — ок. 127) «Об Исиде и Осирисе» 17. Этот рассказ выглядит следующим образом:
«Нут тайно сожительствовала с Гебом. Об этом узнал Ра и проклял ее, чтобы она не могла родить ни в одном месяце. Тогда Тот, влюбившись в богиню, познал ее. Затем он сыграл в шашки с богиней луны (Селеной). Он выигрывал одну семидесятую каждого ее свечения, сложил вместе весь свой выигрыш и полученные пять дней прибавил к тремстам шестидесяти дням года; эти пять дней египтяне называют сейчас «дополнительными днями» (эпагоменой) и празднуют тогда рождение богов. Говорят, что в первый день родился Осирис и что в момент его появления раздался чей-то голос [возвещающий], что Властелин Всего является на свет.
(...) На второй день, говорят, родился Хароерис, называемый
[49]
некоторыми Аполлоном и Старшим Хором; на третий день родился Сет; в неположенное время вышел он из бока своей матери. На четвертый день родилась Исида... а на пятый день Нефтида... Говорят, будто Осирис и Хароерис были детьми Ра, Исида — Тота, а Сет и Нефтида — Геба. Поэтому цари считали третий из эпагоменальных дней злополучным. В тот день они не занимались государственными делами и не допускали [никого] к себе до наступления ночи. Говорят, будто Нефтида стала женой Сета и что Исида и Осирис, полюбив друг друга до своего рождения, соединились еще во мраке чрева. (...)
Рассказывают, что, будучи царем, Осирис отучил египтян от их грубого и примитивного образа жизни, показал им, как выращивать плоды, установил для них законы и научил поклоняться богам. Затем, странствуя по миру, он преобразовал его; без помощи оружия подчинил себе большинство племен, покоряя их исключительно красноречием, песнями и поэзией. Поэтому греки полагали, что он был тем же, что и Дионис.
Когда Осирис находился далеко, Сет не злоумышлял против него, потому что Исида следила за ним. Но лишь только Осирис вернулся, Сет подготовил против него заговор, подобрав себе семьдесят два сообщника и пользуясь поддержкой царицы Асо, прибывшей из Эфиопии. Сет тайком измерил тело Осириса и изготовил подходящий по размеру красивый сундук с великолепной отделкой. Он принес его в зал во время застолья, а когда гости начали восхищаться, предложил, словно бы в шутку, всем, кто желает, лечь в него. Кому подойдет размер, тот получит сундук в подарок. Все по очереди пробовали, но никому он не оказался впору; наконец подошел Осирис и лег в сундук. Тут подскочили заговорщики и захлопнули крышку, закрепив ее сверху задвижками, отнесли к реке и столкнули в море по Танитскому устью, которое именно поэтому до сих пор считается египтянами ненавистным и презренным. Говорят, что все эти события произошли на 17-й день месяца Атир 18, когда солнце проходит через созвез-
[50]
26. Осирис на троне, установленном на возвышении, которое поддерживает большой змей, возлежащий на его ступенях. В центре возвышения — знак объединения страны, к которому привязаны азиатские пленники. Слева на ступеньке стоит коршун — богиня Нехбет, справа змея — богиня Уаджет. Нефтида и бог магии Хека со змеями в руках
[51]
27. Столб Джед, увенчанный короной Атеф, — символ Осириса. От него отходят два урея с иероглифами имен Исиды и Нефтиды на головах. Вверху — символическое изображение знака Джед между двумя амулетами, символизирующими Исиду и Нефтиду
[52]
дие Скорпиона, на 28-м году царствования Осириса. Некоторые утверждают, однако, что это был [28-й] год его жизни, а не царствования.
Паны и Сатиры, жившие близ Хеммиса, первыми услышали о несчастье и разгласили печальную весть, и потому внезапную тревогу и волнение толпы до сих пор называют «паникой».
Исида, узнав об этом, постригла волосы и облачилась в траурные одежды... Город же, где Исида оплакивала Осириса, и поныне зовется Коптосом. Думают, что это название означает «лишение», ведь [слово] «лишить» они называют коптетб.
(...) Исида ходила повсюду, обезумев от горя, останавливала каждого встречного. Даже детей она спрашивала о сундуке. Некоторые из них видели его и сказали ей, по какому устью друзья Сета спустили сундук в море. Поэтому египтяне верят, что дети обладают вещим даром, и специально гадают по крикам детей, когда те играют близ храмов. (...)
Когда Исида узнала, что Осирис, приняв ее сестру за нее, полюбил Нефтиду и спал с ней, и увидела доказательство этого в виде венка клевера, оставленного Осирисом Нефтиде, она стала искать ребенка [от этого союза], так как Нефтида из страха перед Сетом покинула младенца, как только тот родился. Исида нашла его с помощью собак, вырастила младенца, и он стал ее стражем и союзником по имени Анубис. Говорят, он охраняет богов так же, как собаки людей.
Исида узнала, что море выбросило сундук на берег в стране Библ 19 и волна бережно уложила его на вереске. Вереск стал скоро высоким и красивым, окружил сундук и скрыл его внутри себя. Восхищенный размерами дерева царь [Библа] срезал ту часть ствола, внутри которой находился гроб, будучи невидимым, и сделал из него колонну, дабы поддерживать крышу.
[53]
Говорят, что божественное дуновение донесло слух об этом до Исиды, она прибыла в Библ, села, удрученная, у источника и заплакала. Она ни с кем не говорила, кроме служанок царицы, которых приветствовала, и заплела им волосы, пропитав их кожу волшебным ароматом, исходившим от нее. Царица, увидев своих служанок, загорелась желанием узнать чужестранку, чьи волосы и кожа благоухают амброзией. Послали за Исидой, та подружилась с царицей и стала кормилицей ее ребенка. (...) Говорят, будто Исида кормила младенца, кладя ему в рот свой палец вместо груди. По ночам она сжигала смертные части его тела, а сама превращалась в ласточку и, причитая, летала вокруг колонны. Однажды царица подсматривала за ней, увидела своего ребенка, объятого огнем, и закричала, лишив его таким образом бессмертия. Богиня открылась ей и попросила дать ей колонну из-под крыши. Исида без труда вырвала колонну и начала рубить древесину вереска. Затем покрыла его льном, полила сладким маслом и передала на хранение царю и царице. Народ Библа до сих пор поклоняется этому дереву в храме Исиды. Затем Исида наклонилась над гробом и застонала так громко, что младший царский сын скончался. Старшего сына она взяла с собой, поставила сундук в лодку и пустилась в плавание. (...) Очутившись вдали от людей, Исида открыла сундук и прижалась лицом к лицу Осириса, обнимая его и плача. Когда она заметила, что сзади тихонько подошел мальчик и смотрит, она повернулась и в гневе бросила на него страшный взгляд. Мальчик не вынес страха и умер. (...)
Исида отправилась к своему сыну Хору, который воспитывался в Буто, и оставила сундук, а Сет, охотясь ночью при лунном свете, наткнулся на него. Он узнал тело Осириса, рассек его на четырнадцать частей и разбросал. Исида, узнав об этом, начала искать их, плавая в папирусной ладье по болотам. Поэтому крокодилы — из страха или из почтения к богине — не трогают тех, кто плавает в папирусных лодках. Этим объясняется также то, что в Египте будто бы существует
[54]
много могил Осириса: богиня торжественно хоронила каждую найденную часть. Но некоторые опровергают эту версию, утверждая, что Исида, найдя какую-нибудь одну часть тела, воссоздавала остальные и каждый город оделяла фигурой бога, чтобы Осирису могло поклоняться больше людей и чтобы Сет, если он одержит победу над Хором, не мог найти настоящую могилу. Единственной частью тела Осириса, которую Исида так и не нашла, был фаллос, ибо, как только он был брошен в воду, его сразу съели рыбы: лепидот, фраг и оксиринх, которыми [египтяне] брезгуют более всего. Исида вылепила подобие фаллоса, освятила его, и теперь у египтян есть даже праздник в его честь. Затем, как говорят, Осирис прибыл из преисподней к Хору, чтобы снарядить его в битву и научить сражаться. Он спросил Хора, что является, по его мнению, самым благородным поступком. Хор ответил: помочь чьему-либо отцу и матери, если они пострадали невинно.
Затем Осирис спросил, какое из животных, участвующих в сражении, он считает самым полезным. Хор назвал коня, а Осирис удивился, что он не назвал льва вместо коня. Хор объяснил, что лев полезен тому, кто нуждается в защите, конь же преследует убегающего и полностью уничтожает силу неприятеля. Осирис был доволен, слыша это, он понял, что Хор готов к сражению. Говорят, что когда многие стали переходить на сторону Хора, к ним примкнула также Тоэрис, наложница Сета. Змея, ее преследовавшего, Хор изрезал на куски. Поэтому и теперь [по праздникам] бросают канат и режут его [на глазах у всех]. Много дней продолжался бой, и наконец Хор победил. Когда к Исиде привели связанного Сета, она не убила его, а сняла путы и отпустила на свободу.
Возмущенный этим Хор схватил мать и сорвал с ее головы царский венец. Однако Тот надел на нее вместо венца корону в виде коровьих рогов. Сет упрекнул Хора в незаконном рождении, но Тот поддержал Хора, и боги решили, что он законный властелин. Сет потерпел поражение еще в двух сражениях. Наконец Исида, жившая с Осирисом после его смерти,
[55]
28. Коленопреклоненная Нефтида на иероглифе, обозначающем золото. На ее воздетых руках знаки жизни — «анх»
[56]
родила Харпократа. Младенец появился на свет недоношенным, и у него были слабые конечности»*.
Таков рассказ Плутарха. Из египетских, более богатых и разнообразных источников мы узнаем целый ряд дополнительных деталей. Согласно «Текстам пирамид», Сет убил Осириса в местности Недит, близ его родного города Бусириса. По другому, очевидно более редкому, варианту, изложенному в «Стеле Шабаки», Осирис утонул или был утоплен:
«Прибыли Нефтида и Исида без промедления, ибо тонул Осирис в воде, в которой Исида [и Нефтида] искали его. Увидели они его и ужаснулись. Тогда повелел Хор Исиде и Нефтиде тотчас схватить Осириса, дабы [не дать] ему утонуть. И сказал Хор Исиде и Нефтиде:
— Поторопитесь, возьмите его!
Сказали Исида и Нефтида Осирису:
— Мы прибываем, чтобы забрать тебя...»**.
О том, что произошло, когда Сет, проникнув в тайник с телом Осириса, украл его, разрубил на четырнадцать частей и разбросал по Египту, упоминают уже «Тексты пирамид»:
«Приходит Исида, прибывает Нефтида. Одна с Запада, другая с Востока. Одна в образе соколицы, другая в образе [самки] коршуна. Нашли они Осириса после того, как брат его Сет убил его в Недит»***.
Собрав все куски, они сделали мумию и начали вместе причитать над покойным:
«Приближается соколица, приближается коршун [по имени] Исида и по имени Нефтида. Прибыли они обнять брата своего Осириса. (...) Плачь о брате своем, Исида, оплакивай брата своего, Нефтида, плачьте о брате своем! Восседает Исида,
________
* Плутарх. Об Исиде и Осирисе, 12—19.
** «Стела Шабаки», 18 с—21 а.
*** «Тексты пирамид», § 1255.
[57]
29 Осирис, «Великий Бог, пребывающий в Загробном царстве», возлежащий во время своего воскресения на холме Хепри, опоясанном великим змеем
воздев руки над головой, сжимает груди свои Нефтида [в тоске] о брате своем»*.
«Папирус Бремнер-Ринд» так передает плач Исиды и Нефтиды:
«Прекрасный юноша, приди в дом свой. Давно, давно не видели мы тебя. О прекрасный, играющий на систре, приди в дом свой, оплаканный [нами], когда ты был вдали от нас.
_______
* «Тексты пирамид», § 1280—1282.
[58]
30. Исида, кормящая младенца Хора
[59]
Прекрасный юноша, ушедший безвременно, отцветший воистину до срока своего»*.
Другие боги горюют вместе с двумя сестрами:
«Боги из Пе 20 полны скорби. Приходят они к Осирису, слыша причитания Исиды и Нефтиды. Духи Пе танцуют для тебя [танец печали], избивают для тебя свои тела, ударяют для тебя в ладоши, рвут свои волосы. Говорят они Осирису:
— [Это] твоя старшая сестра, которая собрала [куски] тела твоего и сложила [части] рук твоих, которая искала тебя и нашла тебя лежащим на боку, на берегу реки в Недит»**.
Интересно привести здесь также миф, повествующий о нахождении всех частей тела Осириса. Их собирали в течение двенадцати дней, которые отмечаются с тех пор как праздники. Текст мифа дошел в поздней записи на папирусе эпохи Птолемеев [так называемый «Папирус Жюмильяк», конец I в. до н. э.]. Папирус этот содержит ряд мифов, типичных для того периода и призванных дать логическое, с точки зрения египтянина, объяснение запутанным мотивам, истолковать смысл и происхождение празднеств и обрядов, найти этимологию имен и названий. Увы, нам эти толкования представляются труднообъяснимыми и вносящими еще большую путаницу в сложное содержание легенд.
«Истолкование двенадцати дней праздника пахоты, которые отмечают по всей стране: это дни, когда были сложены вместе члены бога, найденные в городах и номах.
Девятнадцатый день четвертого месяца весны — это день, когда нашли голову, спрятанную на Западной горе, Анубис, Тот и Исида отправились в некрополь. Птица Кебек и волк охраняли ее [голову]. Тот приподнял голову и нашел под ней скарабея. Его отдали в некрополь Абидоса, где он находится по сей день. Поэтому Абидос назвали Городом Скарабея. Птица Кебек — это Хор, владыка Летополя, а волк — это Анубис.
_______
* «Папирус Бремнер-Ринд», 1,10—1,15.
** «Тексты пирамид», § 1004, 1005, 1008.
[60]
31. Исида и Нефтида приветствуют быка Аписа, несущего на спине мешок с кусками тела Осириса, найденными в Верхнем Египте
Двадцатый день четвертого месяца весны — день, когда нашли глаза Уджат, спрятанные на Восточной горе.
Из них вышла птица Ибенен. Теперь они изображаются при Пахет, [непоколебимо] утвердившейся [там], которую называют Владычицей Востока.
Двадцать первый день — это день, когда нашли челюсти бога.
Двадцать второй день — это день, когда нашли шею, спрятанную на Западной горе... на холме, под охраной Нефтиды с Горы.
Двадцать третий день — это день, когда нашли сердце, которое находилось у охранявшего его крокодила Хентихети. Он спрятал его под своим собственным сердцем в Атрибисе. Двадцать четвертый день — это день, когда нашли кишки, спрятанные в Питоме. Они создали внутри себя живого змея, которого назвали Атумом из Питома. По другому преданию, [нашли] легкие.
[61]
Двадцать пятый день — это день, когда нашли легкие, спрятанные в зарослях папируса на болотах Дельты. По другому преданию, [нашли] фаллос.
Двадцать шестой день — это день, когда нашли ребра, спрятанные в растении Герет. Их охранял Анубис. По другому преданию, [нашли] две ноги.
Двадцать седьмой день — это день, когда нашли ногу, спрятанную в Восточной области. Она создала серебряного змея, которого положили в голову быка по имени Анти. По другому преданию, [были найдены] пальцы.
Двадцать восьмой день — это день, когда нашли фаллос, спрятанный в Средней области, и поместили его в храме Белого Барана. По другому преданию, [была найдена] рука.
Двадцать девятый день — это день, когда нашли внутренности (...) они были погребены, и вышли из них четыре бога, которых назвали поэтому Владыками внутренностей. По другому преданию, [нашли] сердце.
Последний день — это день, когда нашли руку. (...) На ней сидел лев, не давая возможности ее найти. Тогда прибыли два сокола, один схватил львиную лапу, а другой взял руку Осириса...»*.
Разумеется, во всех названных здесь местах, как и в ряде других, тоже претендующих на обладание частями тела Осириса, установили культ этого бога.
Как явствует из другого, гораздо более раннего памятника — «Текстов пирамид»,— собрав все члены, Исида и Нефтида хотели оживить тело Осириса. При этом Исида говорит:
«Встань, оглянись, Осирис, это я, Исида, прибыла, дабы оживить тебя и дать сердце твоему телу**. (...) О Осирис, поднимись и сядь, сбрось землю, что на тебе, избавься от этой пары рук за тобой, [рук] Сета***. Собраны твои кости, собраны
______
* «Папирус Жюмильяк», III, 19/20—IV, 28.
** «Тексты пирамид», § 1884—1885.
*** «Тексты пирамид», § 1067.
[62]
32. Сцена бальзамирования и оплакивания умершего. Изображены Анубис и плакальщицы со знаками Исиды и Нефтиды
твои члены... отдано сердце твое телу твоему, отринут прах, что на тебе*.
Чтобы воскресить Осириса, прибегают к помощи богини Нут, его матери, и бога Ра:
«Ра поднял голову его, ибо он [Осирис] ненавидит сон и не выносит неподвижность. (...) Проснись в мире, в умиротворении проснись, Осирис, в мире; проснись в мире ты, который в Недит»**. «О Нут, если ты жива, то будет жить и Осирис... О Осирис, твоя мать, Нут [Небо], простирается над тобою, дабы уберечь тебя от всякого зла. Защищает тебя Нут от всего дурного, ибо ты самый великий из ее детей»***.
Особый цикл мифов составляет история борьбы Хора и Сета за престол Осириса. Образ самого Осириса в этих мифах отодвинут на
______
* «Тексты пирамид», § 1916—1917.
** «Тексты пирамид», § 1500, 1502.
*** «Тексты пирамид», § 824—825.
[63]
дальний план: он ушел в царство мертвых и властвует там, не принимая участия в распрях богов.
[64]
Цитируется по изд.: Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с. 48-64.