Парадигма исторического исследования
ПАРАДИГМА ИСТОРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - структурный элемент методологии исторического исследования, представляющий собой образец и стандарт постановки и решения определенного класса исследовательских задач, принятые в определенном научном сообществе, к которому принадлежит тот или иной исследователь. Парадигма исторического исследования задает способ видения предметной области конкретного исторического исследования и определяет методологические средства для решения его научных задач. Выбор той или иной парадигмы исторического исследования обусловлен прежде всего той моделью исторического исследования, в рамках которой осуществляется научно-исследовательская деятельность историка. В этом плане можно выделить, например, «парадигму интересов» и «парадигму ценностей», доминирующие, соответственно, в классической, базирующейся на идее социального детерминизма, и неклассической, основанной на опыте феноменологической альтернативы, моделях исторического исследования.
В методологии истории понятие научной парадигмы получило широкое распространение, благодаря американскому методологу науки Т. Куну, который писал: «Под парадигмами я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решения» (3). Постепенно понятие научной парадигмы, введенное Т. Куном, утратило свое первоначальное значение, и в настоящее время употребляется в исторической науке в различных значениях, которые можно свести к двум большим группам: 1) теоретические парадигмы исторического познания; 2) теоретические парадигмы исторической действительности. При этом в исторической эпистемологии выделяются различные теоретические парадигмы исторического познания: классическая (позитивистская), неклассическая (неокантианская), постнеклассическая (постмодернистская) (4); классическая (антропологическая), неклассическая («полевая»), постнеклассическая (дискурсивная) (2). В рамках историософии, занимающейся экспликацией сущностного содержания, процессуальной формы и смысла истории, также выделяют теоретические парадигмы исторической действительности, которые получили название концептуальных моделей истории или подходов в изучении истории. В качестве таких моделей истории выделяют: циклическую, линеарную, спиралевидную, ковариантную, альтернативно-ризомскую (1). В качестве подходов в изучении истории выделяют макро- и микроисторические подходы, в рамках макроисторических подходов - формационный, цивилизационный, мир-системный. Кроме того, в изучении истории выделяют парадигмы: эволюционную, циклическую, «равновесную», конфликтологическую, синергетическую (5).
А. В. Лубский
Определение понятия цитируется по изд.: Теория и методология исторической науки. Терминологический словарь. Отв. ред. А.О. Чубарьян. [М.], 2014.
Литература:
1) Гречко П.К. Концептуальные модели истории: Пособие для студентов. М.: Логос, 1995; 2) Гурьянова А. В. Ключевые парадигмы современной эпистемологии истории: классика, опыт неклассической рефлексии и ситуация «пост-». Самара: СамЛюксПринт, 2008; 3) Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977. С. 11; 4) Лубский А. В. Альтернативные модели исторического исследования: концептуальная интерпретация когнитивных практик. Saarbriicken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2010; 5) Побережников И. В. Теоретические парадигмы в изучении истории. [февраль, 2014].