Кто такой был Осирис?

Кто такой был Осирис? На этот вопрос нелегко ответить. Не подлежит сомнению, что культ его, прежде чем распространиться по всему Египту, был популярен в Дельте и его образ возник из слияния образов нескольких древних локальных богов, почитавшихся в городах Дельты. Одним из них был, вероятно, Анеджти, называемый начальником нома или главой своего нома, центром которого был город Бусирис в IX нижнеегипетском номе. Его всегда изображали в виде человека в короне из перьев и с пастушьим посохом в руке, конец которого загнут в виде вопросительного знака. По мнению некоторых ученых, его земная деятельность доказывает, что это был действительно местный правитель, обожествленный и почитавшийся в родном городе. Рядом с ним в Бусирисе уже со времени V династии выступает Осирис, заимствовавший у Анеджти атрибуты власти и именуемый владыкой Бусириса. К сожалению, взаимоотношения этих двух богов остаются неясными, но несомненно, что Осирис был сопоставлен с более древним богом, и, быть может, легенда о царствовании Осириса на земле как доброго владыки, при котором Египет пережил свой «золотой век», позаимствована из культа Анеджти.

Согласно гелиопольскому мифу о сотворении мира и богов, Осирис был одним из четырех детей Геба (Земли) и Нут (Неба). Его брата звали Сет, сестер — Исида и Нефтида. Миф о царствовании Осириса и его убийстве завистливым братом Сетом имеет, пожалуй, самую что ни на есть земную подоплеку: сколько реальных царей погибло от руки завистливых братьев, сколько обманутых наследников боролись за свои законные права! Основу мифа составляет такая история, закончившаяся победой Хора, сына убитого владыки, над своим дядей — Сетом 16.

Образ Осириса, который ожил после смерти, но уже не вернулся на земной престол, а спустился в преисподнюю, чтобы править царством мертвых, значительно многограннее образа его предполагаемого предшественника Анеджти. Кроме атрибутов человека и вла-

[45]

23. Мумия Осириса с прорастающими колосьями, символизирующими вечное обновление природы по сезонным циклам

 

стелина он наделен атрибутами бога природы. По мере синкретизации культа Осириса функции его все более усложнялись. При современном уровне наших знаний о египетской религии нет возможности точно установить его прообраз; мы можем лишь высказать ряд предположений, проводя аналогии с богами других мифологических систем, отличных от египетских. Например, мотив умирающего и возрождающегося бога растительности, аллегорически объясняющий круговорот природы, встречается во многих религиях. В Египте этот природный цикл был обусловлен ежегодными благотворными разливами Нила, что неизбежно связывало представления об Осирисе с этой рекой. Связь Осириса с разливами Нила подтверждается «Текстами пирамид», где говорится, что вода прибывает из глубин, от Осириса, именуемого Великим Зеленым. В «Текстах саркофагов» мы находим упоминания о связи Осириса с Нилом в качестве бога плодородия:

«Я — тот, кто собирает урожай для Осириса во время большого половодья. (...) Я кормлю растения, озеленяю все высохшее».

В другом месте те же «Тексты саркофагов» говорят о связи Осириса с возрождением растений:

«Я — колосья хлеба, что рождаются от Осириса,

Что вырастают из ребер Осириса,

Что позволяют жить людям,

Что делают богов богами,

Что одухотворяют духов,

Что укрепляют члены живущего»*.

_________

* «Тексты саркофагов», IV, 269.

[46]

24. Иероглиф, изображающий Осириса-Анеджти, покровителя IX нижнеегипетского нома

 

Символом связи Осириса с растительностью, и прежде всего с плодами земли, было зерно. Не случайно с Осирисом отождествлялся бог злаков — Непри. Брошенное в землю зерно, как умерший бог, пребывает там в темноте, но не гибнет, а возрождается к новой жизни. В «Текстах саркофагов» Осирис говорит:

«Я живу и расту в Непри [зерне]...

Я живу и умираю, я — пшеница, я не исчезаю»*.

С этим необычайно многогранным божеством египтяне связывали еще одно явление природы: фазы луны, которая «умирает», чтобы циклически возрождаться. Отсюда отождествление Осириса с луной. «Смерть» луны сравнивается со смертью Осириса уже в «Текстах пирамид», а в некоторых более поздних текстах луна полностью отождествляется с Осирисом. Правда, здесь остается неясным вопрос о другом боге луны, Тоте, который тоже играет активную роль в мифе об Осирисе. Полагают, что Тот первоначально считался братом Осириса и Сета. Роль Тота по отношению к этим богам вообще не[1]ясна и полна противоречий; в семейной распре он держит то одну, то другую сторону, помогая то Сету, то Хору.

Легенда об Осирисе в своих основных чертах сложилась уже в эпоху Древнего царства. В «Текстах пирамид» есть упоминания о ней, хотя нет еще полного изложения. Многие сюжетные линии этой легенды содержатся в религиозных гимнах Среднего и Нового царств. Одна из новых версий этого мифа, описывающая мудрое царствование Осириса на земле, нашла отражение в тексте стелы, хранящейся в Лувре. В эпоху Нового царства было создано также

_______

* «Тексты саркофагов», IV, 330.

[47]

25. Осирис на троне. Лицо Осириса окрашено в зеленый цвет, что символизирует его функции бога вечно обновляющейся природы

[48]

Цитируется по изд.: Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. М., 1983, с. 45-48.

Понятие: