Адам и Ева (Бидерманн, 1996)

АДАМ и ЕВА — прародители человечества в библейской традиции, известный в Европе символ первобытной пары, которая в мифах многих народов дает начало человечеству. В таких мифах сотворению прародителей современного человечества часто предшествуют разнообразные попытки создать приемлемые для богов существа. Широко распространен сюжет о том, что в первое время существования человечества эта пара прародителей лишилась бессмертия по ошибке или непростительному легкомыслию. В библейских рассказах о рае говорится о дерзости прародителей, которые нарушили табу и съели запретный плод (см. Яблоко) с древа познания добра и зла, соблазненные на это змеей. Сотворение из земли и глины напоминает о древнеегипетском мифе, в котором бог Хнум с головой барана моделировал все человеческие создания на гончар-ном круге. Распространенная версия библейской истории сотворения, согласно которой Бог создал из земли и оживил только Адама, а Еву сделал позднее из бока (или ребра) Адама, не совсем соответствует фрагменту из Ветхого завета (Быт 1:27), в котором сказано: "...мужчину и женщину сотворил их". В этой связи для символики решающим является то, что пара прародителей, представляя собой все произошедшее от нее человечество, подготавливает его свободу выбора и из-за неподобающего отклонения от плана Бога нуждается в избавлении (спасении). Для Оригена (185—254) Адам символизирует дух, а Ева (мать живущих) — душу.

Часто в сценах с распятием у основания креста изображается череп Адама, напоминая о легенде, что крест якобы возник из древесины райского дерева. Погребенный Спаситель разрушил при своем "спуске в царство мертвых" ("нисхождении во ад") тюремные оковы заключенных в подземном царстве и, воскреснув из могильной тьмы, одновременно вывел из нее Адама и Еву. Таково содержание апокрифического Евангелия от Никодима и "Золотой легенды". В средневековых еврейских легендах создание Евы из ребра Адама мотивируется Творцом следующими размышлениями: "Я не хочу делать ее из головы, чтобы она не поднимала свою голову слишком высоко; не хочу из глаза, чтобы она не высматривала все; не хочу из уха, чтобы она не прислушивалась к каждому звуху; не хочу изо рта, чтобы она много не говорила; не хочу из сердца, чтобы она не была слишком заносчивой; не хочу из руки, чтобы она не хваталась за все; не хочу из ноги, чтобы повсюду не ходила; не хочу из такой целомудренной части тела, которая остается закрытой и тогда, когда человек стоит голый". И при каждой части, которую лепил Создатель, он приговаривал: "Будь скромной женой, будь порядочной женщиной!" Более поздние рассуждения о символической связи лунного полумесяца и ребра имеют меньше вероятности, чем соображения о том, что меняющееся количество ребер (так называемое "плавающее" ребро) может напоминать о сотворении праматери из этой кости.

Цитируется по изд.: Бидерманн Г. Энциклопедия символов. Пер. с нем. М., 1996, с. 12.

Понятие: