Абхаягири

Абхаягири (санскр. abhayagiri), другие названия абхьягирика, абхаягири васинах (abhyagirikä, abhayagiri väsinah) — школа цейлонского буддизма тхеравады, образовавшаяся в I в. до н.э. в результате разделения школы тхеравадинов на три школы, получившие названия по их монастырским центрам: махавихарика, абхьягирика и джетавания. Монастырь Абхаягири (буквально «Гора бесстрашия») был построен правителем Ваттагамани Абхаей (дважды приходил к власти: 103-102 и 89-76 до н.э.) во время его второго правления (в благодарность за помощь в возвращении к власти) как один из важных центров тхеравады (пали «учение старейшин», санскр. стхавиравада) в северной части тогдашней столицы Цейлона Анурадхапуры. В нем находится построенная королем Гаджабаху (правил 113-135) известная ступа Абхаягирия, 325 шагов в диаметре и столько же в высоту. Сначала монастырь был связан с Махавихарой (Большим монастырем), но в конце правления Ваттагамани в результате диспута между монахами обнаружились непримиримые противоречия в вопросах о связях с последователями-мирянами и об использовании санскр. текстов в качестве приращения к палийским священным текстам. В споре махавихарики сохранили ортодоксальную позицию тхеравады, а абхаягирики и джетаванияки приняли положения о большей ориентации доктрины на мирян и необходимости дополнить Палийский канон санскритскими текстами, что дало начало махаянскому буддизму и стало причиной раскола. Абхаягирики считают себя последователями Катьяяны — любимого ученика Будды Шакьямуни.

Некоторое время абхаягирики процветали под покровительством таких правителей, как Гаджабаху, а в III веке подверглись преследованиям со стороны правителя Гонхабхаи (прав. 256-266), который сжег их книги, самих клеймил как преступников, а затем изгнал. При сыне Махасены (прав. 276-303) Шри Мегхаварне (прав. 352-379) в монастырь Абхаягири был перевезен Зуб Будды, что сделало его местом всеобщего поклонения. В XI и XII веках предпринимались попытки уничтожения школы. В XI веке правитель Виджаябаху установил единое управление всеми монастырями острова и объединил тхеравадинов в одну сангху, в 1165 году сингалезский правитель Параккамбахья I закрыл монастыри абхаягириков и джетаванияков, заставив монахов вступить в братство махавихариков. Однако отдельные монахиабхаягирики продолжали свою деятельность в XIII веке, есть письменные свидетельства, что двое последователей этой школы жили на острове еще и в XVI веке.

H.A. Канаева

Цитируется по изд.: Философия буддизма. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц, М., 2011, с. 61-62.

Литература:

De Silva P., Ling T. Buddhism in Sri Lanka and South-East Asia // Companion Encyclopedia of Asian Philosophy / Ed. B. Carr, I. Mahalingam. L.-N.Y., 1997. P. 354-371.

Понятие: