Бесы

БЕСЫ — в древнеславянских языческих религиозно-мифологических представлениях злые духи (следы такого употребления термина — в архаичных фольклорных текстах, особенно в заговорах). Из языческой терминологии слово попало в христианскую традицию и было использовано для перевода греческого слова «демоны». В старых церковных поучениях против язычества слово «бес» продолжало использоваться в первоначальном значении «злой дух», хотя категория злых духов расширена за счет включения сюда старых славянских языческих богов (Перун, Велес, Мокошь и другие называются здесь тоже бесами).

В.И., В.Т.

В житиях, повестях, заклинательных молитвах бес выступает как нечистый злой дух, соблазняющий человека, наносящий ему физический и моральный вред. Бес обычно изображался как существо черного (синего) цвета; бес мохнатый, крылатый, хвостатый, на руках и ногах — когти, распространяет вокруг себя дым и смрад. Бес может явиться в образе зверя, змея, черного пса, медведя, волка, воина, разбойника, монаха, инородца, скомороха, иногда — ангела, даже Иисуса Христа.

В славянской народной демонологии бес, как и черт, повелевает всей нечистой силой. У восточных славян слово «бесы» служит для обозначения всех демонологических персонажей или как обозначение категорий духов: «бес полуденный» — полудница, «бес во дворе» — домовой, «бес-волосатик» — леший. У южных славян бесы — это великаны или духи болезни, вселяющиеся в людей и животных. Существует также поверье о «белых бесах», обитающих в верхнем мире (в отличие от подземных духов — «страхов»).

О. В. Белова

Цитируется по изд.: Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995, с. 49.

Литература:

Буслаев Ф. И. Бес // Мои досуги. М., 1886. Т. 2. С. 1— 23;

Рязановский Ф. А. Демонология в древнерусской литера[1]туре. М., 1915.

Понятие: